В МАОУ СОШ №102 учителем-логопедом работаю 10 лет. Моя методическая тема для работы «Коррекция письменной речи у младших школьников как условие преодоления трудностей в освоении общеобразовательной программы средствами ИКТ».
Выполняя рекомендации по результатам предыдущей аттестации:
- Разработала рабочую программу учителя-логопеда по преодолению нарушений письма у младших школьников по оптической дисграфии; коррекции акустической дисграфии.
- Разработала программу занятий для учащихся начальных классов с двуязычием по повышению речевой активности.
- Спецкурс: Повышение речевой активности у дошкольников (ДПОУ)
- Обобщила опыт работы и представила на МО учителей начальной школы.
Цель работы – создание условий по коррекции письменной речи у младших школьников с речевыми нарушениями, внедряя средства ИКТ на коррекционно-логопедических занятиях.
Ставила перед собой следующие задачи:
- своевременно выявить и предупредить нарушения письма у младших школьников;
- устранять специфические ошибки у младших школьников;
- разъяснять специальные знания по логопедии среди педагогов, родителей.
- разработать собственные ЭОР в различных направлениях деятельности для коррекции нарушений речи;
- внедрять инновационные методы (использование ИК технологий) во все формы деятельности учителя-логопеда.
С учётом этих задач проводилась коррекционно-развивающая работа с учащимися начальных классов в виде групповых и индивидуальных занятий, направленная на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, артикуляционной моторики. Занятия проводились на основании проведённой диагностики и в соответствии разработанного коррекционного плана работы на учебный год.
Например, на логопедических занятиях использую:
1. слоговые таблицы, которые можно использовать для разных видов заданий:
- чтение слогов по горизонтали или вертикали;
- выборочное чтение слогов с твёрдыми и мягкими согласными;
2. упражнения для развития зрительно-моторных координаций («выбери и подчеркни те буквосочетания и слова, которые написаны до черты»)
3. игровые упражнения: «Выдели, где приставка, где предлог»; «Собери слова из рассыпушек»; «Составь предложения со словами» (навес – на вес, согнём – с огнём, подушки под ушки); «Лягушка», «Муха» - выполнение команд ведущего – на развитие внимания, пространственных представлений.
Ученики контролируют ответы товарища и помогают с объяснением.
В основу коррекционно-логопедической деятельности были положены методики: Е.В. Мазановой, Л.В. Зубаревой, В.И. Городиловой по коррекции разных форм дисграфии.
В своей работе использую диагностические методики: О.Б. Иншаковой «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников», Т.А. Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», А.Н. Корнева, О.А, Ишимовой «Методика диагностики дислексии»
Опыт работы Н.А. Румега с детьми-мигрантами помог разработать программу дополнительных занятий для учащихся начальных классов с двуязычием по повышению речевой активности.
Приоритетными технологиями, используемыми в процессе обучения стали современные компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии для профилактики утомления, нарушения осанки, зрения, использование интерактивных игр «Мерсибо».
Игры на дисках «Мерсибо» использую в конце урока, как сюрпризный момент, как закрепление темы. Например, диск «Начинаю читать» знакомит детей с буквами и правилами чтения.
Игра «Снеговик –слоговик» («Составь слоги из букв») тренирует речевой слух и внимание ребёнка. В процессе игры ребёнок запоминает буквы, учится анализировать состав слова.
Игра «Слоновья западня» тренирует орфографическую зоркость, звуковой анализ и синтез. После игры можно записать эти слова, чтобы лучше запомнить. Ребёнку нужно запомнить слова и затем, путём перетаскивания, восстановить порядок букв в этом слове.
Диск «Работа над ошибками» - предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников.
Игра «Лягушка-буквоедка» закрепляет правильный зрительный образ букв русского алфавита. Лягушка ест только вкусные «правильные» буквы. От «неправильных» у неё болит живот. Называя увиденные буквы и исправляя ошибки в их написании, ребёнок легко выучит буквы, и не будет испытывать трудности при чтении и написании.
Игра «Научи робота» формирует орфографическую зоркость, развивает внимание и наблюдательность, повышает уровень грамотности. Необходимо прочитать, что написал Робот, и найти ошибки в словах. Если всё написано правильно, то следует нажимать на соответствующую кнопку. Если есть ошибки, то надо перетащить буквы и поставить их в правильном порядке.
Игра «Какэточитать» поможет усвоить смыслоразличительную составляющую слов. Прочитав слова и поняв их смысл, ребёнок должен отделить одно слово от другого щелчком мыши. Игра ускорит процесс освоения чтения и будет отличной профилактикой грамотного письма.
На сайте LearningApps.org для логопедических занятий разрабатывала тесты (интерактивные упражнения) «Парочки» («Составь предложения, дополнив их словами, противоположными по значению»), «Парочки 2» («Подбери глаголы с противоположным значением») для закрепления темы «Антонимы».
На уроках использую имитативный метод (обучение по образцам), коммуникативно-творческий (ролевые игры, драматизации, наблюдения), метод конструирования (словарная работа, работа над предложением и словосочетанием), мнемотаблицы. В словарной работе использую: объяснение слов в контексте, объявление значений слов с применением наглядности. Так, например, методическое пособие А.А. Плигина «Что делать, чтобы ваш ребёнок запомнил словарные слова» развивает у детей технологические умения и навыки запоминания словарных слов. Дети смотрят на картинки со словами-образами и легче запоминают словарные слова.
Сравнительное логопедическое обследование учащихся 1-х классов (24 чел.) на начало 2015 и конец 2016 года выявило, что сильные нарушения фонематического слуха на начало 2015 года были у 4-х чел., что составляло 16%, на конец 2016 года остались у 1 чел. – 4 %. Сильные нарушения слоговой структуры на начало 2015 года были у 9 чел., что составляло 37 %, на конец 2016 года остались у 1 чел. – 4%.
Нарушение письменной речи – одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, кроме речевого развития, и ряд важных неречевых функций, особенно двигательные функции руки и слухомоторную координацию.
Мониторинг коррекции дисграфических ошибок учащихся 2-х классов (16 чел.) на начало 2015 и конец 2016 года.
Стойкие, часто встречаемые ошибки на начало 2015 года были у 12 чел. – 75%, на конец 2016 года - остались у 6 чел. – 38%. Наличие ошибок – на начало года были у 7 чел. – 44%, к концу года остались у 4 чел. – 25%. Единичные ошибки на начало года были у 5 чел. – 31%, к концу года остались у 2 чел. – 13%.
Выводы: В работе постаралась выполнить главную цель: создать условия для коррекции письменной речи у младших школьников с речевыми нарушениями и выяснила, что перспективы коррекции при использовании ИКТ в коррекционно-логопедической работе значительные. Повышается качество обучения учащихся с ОВЗ, увеличивается работоспособность и повышается мотивация при профилактике и коррекции речевых нарушений, создаётся психологический комфорт на коррекционно-развивающих занятиях.
Представленные результаты свидетельствуют о динамике изменения учебного роста учащихся и положительной работе логопеда. Считаю, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращают утомление учащихся, поддерживают у детей с различными нарушениями речи интерес, познавательную активность, повышают эффективность коррекционной работы.
Профессиональное развитие:
I. Курсы повышения квалификации
- "Содержание внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО" (24 часа) УГПУ, (08.12.15 - 10.12.15г.) Удостоверение 662402113513, рег.№2102/15А
- "Использование интерактивной доски в образовательном процессе"(36 час.) ЕДУ, (14.11.15 - 19.12.15), рег.№1696
II. Семинары, конференции, мастер-классы
- II образовательный форум и научно-методический семинар "Педагогические мастерские: эффективная подготовка педагогических кадров" (72 час.) УГПУ, (25.03.16г. - 31.03.16г.)
- Семинар - практикум "Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы" Верхнепышминская школа-интернат им. С.А. Мартиросяна (30.09.16г.)
- Методический семинар "Проектирование адаптированной образовательной программы обучения ребёнка с ОВЗ" (ТНР, РАС) "Речевой центр" (20.10.16г.)
- Образовательный тренинг "Развитие речи и мышления младших школьников" В рамках проекта "Уральская инженерная школа" (4 часа) (22.11.16г.)
III.Видеоконференции и вебинары
- Использование возможностей интерактивной доски с применением мультимедийных дидактических игр с учётом ФГОС. Мерсибо (26.02.15)
- Формирование навыков чтения с помощью интерактивных упражнений у детей с ОВЗ. Мерсибо (02.03.16)
- Развитие слухового внимания и речевой памяти у детей с ОВЗ с помощью интерактивных развивающих игр Мерсибо(20.04.16)
- Особенности процесса автоматизации трудных звуков у детей с ЗПР. Мерсибо (30.11.16)
IV. Выступления на школьных метод. объединениях, педсоветах
- "Ребёнок с ОВЗ в образовательном пространстве общеобразовательной школы. Психолого-педагогические особенности учащихся". Презентация (31.11.16)
- Дисграфия. Методы преодоления нарушений. Взаимодействие логопеда и учителя.
- Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
V. Курсы педагогического мастерства
- Школьный фестиваль "Дидактические игры". Сертификат (01.04.14)
- Участник конкурса педагогов "Моё электронное портфолио" Сертификат (10.03.15)
- Школьный смотр-конкурс авторских электронных пособий по оценке качества обучения в номинации "On-line ресурс" (04.02.16)
VI. Публикации
- Метод. разработка "Звук и буква Ч. Путешествие в волшебную страну Хоттабыча" (infourok 03.02.15)
- Метод. разработка "Звук Б - Б`, буква Б. Спешим на помощь Белоснежке"(infourok 03.02.15)
- Метод. разработка Сценарий выступления агитбригады ЮИД "Юный водитель" (infourok 03.02.15)
VII. Участие в других мероприятиях:
В МАОУ СОШ №102 с 2012 года веду работу по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Ежегодно учащиеся отряда ЮИД принимают участие в районных и городских конкурсах и акциях: «Безопасное колесо», «Пешеход на переход», «Юный водитель», конкурсах и выступлениях агитбригад по безопасности дорожного движения, Всероссийской интернет-акции «Безопасность детей на дорогах», «Стань заметней на дороге», получают грамоты и благодарности.