Портфолио учителя
Фамилия, имя, отчество: Плотникова Татьяна Владимировна
Образование: Высшее образование
Владимирский педагогический университет имени Лебедева-Полянского
Место работы: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 города Суздаля"
Должность: учитель математики
Квалификационная категория Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 18 лет
Мои достижения
1.Лауреат областного конкурса на выплату денежного поощрения лучшим учителям общеобразовательных учреждений, реализующих общеобразовательных программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования в 2010 году.
2.Диплом отдела образования Администрации г.Суздаля за творчество и активное участие в выставке-ярмарке педагогический идей и технологий, 1999 год
3.Почётная грамота Администрации Владимирской области Департамента образования за многолетний, творческий труд, достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения,2002 год
4.Грамота отдела образования Администрации Суздальского района за подготовку победителя районной олимпиады по математике, 2007
5.Участник Всероссийского конкурса педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе "Формула будущего",2011,2012
6.Участник Всероссийского конкурса презентаций «ТопСлайд»,2011
7.Участник четвёртого открытого профессионального конкурса педагогов «Мультимедийный урок в современной школе», 2011
8.Диплом международного математического конкурса-игры «Кенгуру» за многолетнюю активную и творческую работу по проведению конкурса-игры «Кенгуру» в СОШ №1 г.Суздаля, 2011
9.Благодарственное письмо от международного математического конкурса-игры «Кенгуру» за помощь в организации мероприятий «Кенгуру», 2012
10.Дипломы общероссийского фестиваля педагогический идей «Открытый урок» за представление своего педагогического опыта,2009,2010,2011, 2012
11.Дипломы победителя конкурса «Презентация к уроку» общероссийского фестиваля педагогический идей «Открытый урок», 2011,2012.
12.Благодарность Владимирского института повышения квалификации работников образования за подготовку школьников к математическим чтениям, посвящённым 340-летию со дня рождения Л.Ф.Магницкого, 2009
13.Благодарность городского информационно-методического центра управления образования администрации г.Владимира за участие в 4 городских математических чтениях, посвящённых 470-летию Франсуа Виета, 2010
14.Грамота за активное участие в работе Интернет - государства Учителей и весомый вклад в развитие Российского образования, 2010
15.Диплом победителя Всероссийского конкурса для педагогов «Моё призвание!», проводимым дистанционным образовательным порталом «Продлёнка», 2011
16.Грамота Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Владимирской области «Центра дополнительного образования для детей» за подготовку участника областной научно-практической конференции учащихся, посвящённой 220-летию со дня рождения Н.И.Лобачевского и творческий вклад в организацию исследовательской работы школьников, 2012
17.Благодарность за активное участие в работе социальной сети работников образования nsportal.ru, 2012
18.Диплом Центра Развития Одарённости за активное участие во Всероссийском «Молодёжном математическом чемпионате», 2012
19.Диплом педагога, подготовившего победителя Всероссийского открытого летнего марафона «Знание-сила!», проводимым дистанционным образовательным порталом «Продлёнка», 2012
20.Диплом 3 степени победителя Межрегионального конкурса методических разработок «Педагогические инновации XXI века» в номинации «Внеклассное мероприятие», проводимом негосударственным образовательным частным учреждением высшего профессионального образования «Московский социально-гуманитарный институт», 2012
Самообразование

Развитие творческого мышления учащихся через решение нестандартных задач.

Я верю, что каждый ученик талантлив,
но талантлив по-своему, и его талант
нужно развивать, во что бы то не стало.
–моё педагогическое кредо
Я, Плотникова Татьяна Владимировна, учитель математики высшей квалификационной категории, заместитель директора по учебной работе муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 города Суздаля», работаю в данной школе 18 лет. Образование высшее, в 1994 году окончила Владимирский государственный педагогический университет имени Лебедева-Полянского по специальности учитель математики и информатики. Всю свою трудовую деятельность я работаю учителем математики.
Проблема развития творческих способностей учащихся не нова для нашей школы. Школьные уроки, в большинстве своем, нацелены на выполнение учебной программы, на овладение учащимися обязательного образовательного минимума, а не на развитие их мышления. Большую часть времени на уроке мы отдаем «средним» и слабо успевающим ученикам, отрабатывая с ними алгоритмы решения стандартных задач и примеров.
И от этого, в первую очередь, страдают наиболее способные ребята. Те, кто в младших классах учится легко и радостно, но уже к седьмому классу теряет интерес к учебе. Их познавательная деятельность оказывается не достаточно нагруженной, они не прилагают усилий в учебной работе, ибо усвоить стереотипы могут без труда, а их мышление при этом бездействует.
Одаренные или способные дети есть в каждом классе и их невозможно не заметить. Но если родители и учителя не загружают их ум, то они теряют свой творческий потенциал.
Главное это не успехи в олимпиадах и других различных конкурсах, главное в том, что увлечение математикой в школьные годы развивает мышление и потребность в творческой деятельности, воспитывает трудолюбие, ответственность за порученное дело.
Каждый человек индивидуален, неповторим. Неодаренных людей нет. Есть личности, не раскрывшие свои способности. Дети от природы любознательны, и полны желания учиться. И для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых. Увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так как раньше – очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих задатков и способностей учащихся.
Целью своей педагогической деятельности считаю создание оптимальных условий:
 для повышения качества знаний, умений и навыков учащихся по математике,
 для формирования самостоятельной творческой деятельности учащихся,
 для развития и саморазвития личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей.
При обучении математике считаю важным формировать у учащихся качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. Эта проблема актуальна и находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Так как модернизация Российского образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и развитие его личности, способной адаптироваться к современным условиям, умеющей самостоятельно решать проблемы, добывать и применять знания, его познавательных и созидательных способностей.
Исходя из целей математического образования, работу строю так, чтобы способствовать развитию мыслительной деятельности учащегося, его интеллектуальных способностей. Моей темой самообразования является «Развитие творческого мышления учащихся через решение нестандартных задач».
Для реализации поставленной цели, пред собой ставлю следующие задачи:
1. способствовать формированию у учащихся обобщённых приёмов умственной деятельности в процессе приобретения знаний;
2. воспитывать потребность в самостоятельном приобретении новых знаний;
3. повышать интерес к учению, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика.
В своей работе ориентируюсь на принцип непрерывности обучения, формирующий необходимые общеучебные ЗУН и мотивацию продолжения образования; считаю наиболее приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом (И.С.Якиманская) так как значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребёнка, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения.
Использую разные методы объяснения нового материала:
 репродуктивный
 объяснительно – иллюстративный
 эвристический(частично-поисковый)
 проблемного изложения материала.
Использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся:
 фронтальная,
 индивидуальная,
 групповая,
 парная,
 коллективная.
Если предложенное задание учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно, то используется индивидуальная форма работы. Если же ученик испытывает некоторые затруднения, то им предлагается выбрать приемлемую для себя форму работы – объединится в пары или группы. Важно, чтобы напарник или группа в конечном итоге могла добиться положительного результата. Фронтальную работу использую при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы, при проведении дискуссий, при анализе результатов проверочных работ.
Урочная деятельность
• доклады, сообщения
• интегрированные уроки
• уроки-семинары Внеурочная деятельность
• факультативные занятия (для них я стараюсь составлять презентации)
• исследовательские работы
• индивидуальные занятия
• предметные недели
• элективные курсы
• исследовательские проекты
• конкурсы, соревнования
Формы работы с учащимися, которые я применяю в своей деятельности:
С целью развития учащихся, привития им интереса к предмету, применяю элементы современных образовательных технологий и ИКТ. Учение с интересом, с увлечением активизирует процесс мышления, воспитывает положительные качества.
Использую практическую направленность обучения математике. Предлагаю школьникам следующие виды работ:
 составление таблиц, схем по изученной теме;
 составление и решение задач, связанных с другими предметами;
 решение задач разными способами;
 решение старинных задач;
 творческие работы(составление задач в картинках, составление текстовых заданий, сообщения из истории математики, выполнение стереометрических моделей и т.д.).
Для реализации своей педагогической цели использую различные типы уроков:
 урок усвоения новых знаний;
 урок закрепления нового материала;
 урок проверки и оценки знаний;
 урок систематизации и обобщающего повторения;
 урок коррекции знаний;
 комбинированный урок;
 уроки с применением ИКТ;
 урок-консультация.
Уроки строю на основе постоянной работы мышления, чтобы учащиеся на них сумели:
1. почувствовать конкретную трудность;
2. определить её (выявить проблему);
3. сформулировать гипотезу по её преодолению;
4. получить решение проблемы;
5. проверить гипотезу с помощью наблюдений или другими способами.
Обучая школьников решению задач с помощью специально подобранных упражнений, я стараюсь учить их:
• наблюдать,
• пользоваться аналогией,
• индукцией,
• сравнениями и делать соответствующие выводы,
• прививаю учащимся навыки не только логического рассуждения, но и прочные навыки творческого мышления.
Для этого на уроках систематически использую задачи, способствующие целенаправленному развитию творческих способностей учащихся, их математическому развитию, формированию у них познавательного интереса и самостоятельности. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности.
Предлагаю ребятам задачи:
- с недостающими данными,
- с излишними данными,
- с меняющимся содержанием,
- на соображение,
- с многовариантными решениями,
- с элементами занимательности ,
- задачи с параметрами.
В устный счёт включаю дополнительные задания активизирующие мышление. Благодаря этим заданиям у детей развивается одна из важнейших и вместе с тем наиболее простых мыслительных операций – сериация. При нахождении способа решения нестандартной задачи использую приёмы классификации и сравнения. Без сравнения школьники не могут приобрести систематических знаний. Часто практикую аналогию, когда ученики находят новые способы деятельности и проверяют свою догадку. Они должны сами увидеть сходство между объектами в некоторых отношениях, т. е. сделать заключение по аналогии. Но для того, чтобы учащиеся смогли высказать «догадку», необходимо определённым образом организовать их деятельность. Формируя у школьников умение обобщать, им предлагаю задания, при выполнении которых они могут сделать неверное обобщение.
Какой бы по форме не был урок, стараюсь создать комфортную обстановку на занятиях, где каждый может высказать своё мнение, задать вопрос, не побояться выйти к доске…Вся моя работа направлена на организацию познавательной самостоятельной деятельности учащихся.
Результативность
Эффективность любого процесса оценивается по достигнутым результатам. За период работы по данной проблеме были получены следующие результаты:
• Результаты обследования творческого мышления учащихся с 6 по 11 классы.
Гибкость (средний балл) Беглость(средний балл) Оригинальность(средний балл) Творческое Мышление(средний балл)
Конец 6 класса 3,7 4 7,4 10,2
Конец 7 класса 5 5,5 10 10,8
Конец 8 класса 6 6,2 11,1 11,2
Конец 9 класса 6,8 6,9 12,4 12.3
Конец 10класса 6,9 7,2 14,6 12,7
Конец 11 класса 7,3 8,4 15,1 13,0
• Итоги мат. чтений:
Учебный год класс районных областных
2008-2009 9 2-первых места,1-второе 1-третье Диплом 2-ой степени
2009-2010 10 - Были представлены 2 работы
2010-2011 11 2-первых места Грамота 4 место
2011-2012 9,10 2-первых места Грамота 4 место
• Итоги районных олимпиад:
Учебный год класс место
2006-2007 10 1
2007-2008 11 1
2009-2010 11 1
10 2
2010-2011 11 4
2011-2012 7 1
• Качество знаний учащихся по математике
(2005-2011 годы обучения) – пример одного класса
2005 год – 54% качества, 2006 – 52%, 2007 – 48%, 2008 – 55%, 2009 – 58%, 2010 – 65%, 2011 – 68%
• Итоги ЕГЭ по математике:
Учебный год Количество выпускников Средний балл
2007-2008 22 51
2008-2009 18 40,5
2009-2010 20 39,7
2010-2011 41 47,6
• Медалисты:
Год обучения: Фамилия и имя ученика: Медаль:
1998-1999 1. Щанникова Наталья серебро
2000-2001 1. Кузнецова Анна серебро
2. Катушкина Ольга серебро
3. Новгородова Александра серебро
4. Греблова Елена серебро
5. Полещук Ксения серебро
2003-2004 1. Савватеева Светлана серебро
2. Быстров Сергей серебро
3. Нефёдова Светлана серебро
2007-2008 1. Уланов Евгений золото
2. Коротеева Алёна серебро
3. Помещикова Анастасия серебро
2008-2009 1. Панкратова Светлана серебро
2009-2010 1. Зинченко Анна серебро
2010-2011 1. Бычкова Наталья золото
Я люблю свою работу и считаю, что школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создается будущее.
Выдано свидетельство №012 - P - 0009
Плотникова Татьяна Владимировна
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены