«Два островка дошкольного детства»
Актуальность.
Давно известно, что весь животный и растительный мир, окружающий нас, делится на два космических начала; мужское и женское. Такое разделение, такое противостояние мы можем наблюдать практически везде: у цветов, насекомых, рыб и других животных и, конечно же, у людей. Граница между мужскими и женскими началами проходит через все наше восприятие Вселенной. Оба эти начала вечны и бесконечны, и мы не можем не считаться с этим. Мальчик и девочка, юноша и девушка, мужчина и женщина – это и разный звук, и разный цвет, запах, форма, энергия.
В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку разработано ещё недостаточно. Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать.
Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол как важную характеристику ребенка. Анализ некоторых программ показал, что дифференцированный подход к мальчикам и девочкам не прослеживается. В результате воспитывается «усредненное» существо, в характере которого отсутствуют специфические мужские или женские черты. Бесполое воспитание приводит к феминизации мужчин и маскулинизации женщин. Между тем, серьезные психологические исследования на эту тему ведутся с начала века (И.С. Кон). Первыми в нашей стране забили тревогу физиологи (Т.П. Хризман, Е.А. Кудрявцева). К сожалению, в результате их научных исследований не были востребованы педагогической практикой в полной мере. Как утверждает доктор психологических наук Т.А.Репина, анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. Например, у девочек при рождении по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный вес мускулатуры. Уже через четыре недели девочки начинают опережать мальчиков в общем развитии. У девочек лучше развита тактильная чувствительность к запахам. У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития, гемофилия, заикание, неврозы.
Неблагоприятным фактором полоролевой социализации является и размывание границ мужественности и женственности в традиционном их понимании. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, то есть не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
До недавнего времени в дошкольной педагогике не разделяли понятия: гендерное и полоролевое воспитание. На самом деле существует разница. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что сейчас ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели термин "гендер", который обозначает социальный пол, или пол как продукт культуры.
Вопрос о гендерном воспитании в настоящее время начал приобретать актуальность; и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, начиная уже с дошкольного возраста. Дело в том, что к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, а к семи годам у него формируется гендерная устойчивость, то есть осознание того что принадлежность к полу сохраняется независимо от ситуации и желаний ребенка.
Современная ситуация требует от девочек проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботы об окружающих), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, так как действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.
В своей работе попыталась найти рациональные формы организации организованной деятельности детей в дошкольном учреждении, обеспечивая и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития, ориентируясь на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка.
Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и пол. Занятия физическими упражнениями занимают в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учитывая полоролевые особенности дошкольников позволили мне, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.
Исходя из актуальности данной проблемы, работу свою построила в трех направлениях:
- работа с детьми;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
Для дифференцированного подхода в полоролевом воспитании детей в нашем детском саду проводится физкультурно-оздоровительная работа с учетом гендерной принадлежности ребенка.
Работа с детьми.
Вопрос о природе различий в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Ученые О.Недригайлова, Ц.Какабадзе, В.Урицкая, Н.Шишниашвили, И.Попов пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания. Ученые С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.
Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е.Г. Леви-Гориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам выполнения большинства контрольных упражнений.
В ходе дальнейших исследований ученые приходят к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками (средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают результаты девочек; девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие), о различиях их двигательной активностью в повседневной жизни и интересом к физическим упражнениям, подвижным играм, и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.
Так, в начале учебного года была проведена диагностика физической подготовленности детей. Это требуется для того, чтобы выявить те или иные отклонения от показателей, принимаемых за норму и внести необходимую коррекцию в индивидуальную программу воспитания, обучения и оздоровления в условиях детского сада и семьи (данные диагностики физической подготовленности детей представлены в приложение №1).
Обследование показало, что у девочек низкий уровень сформированности показывает освоение таких упражнений, как прыжки в длину с места, силовые упражнения и бег на скорость.
Девочки
Мальчики
Обследование физической подготовленности у мальчиков показало, что гибкость, пластичность чувство ритма у них ниже установленных показателей. К началу году норму и выше нормы составили 48-50%.
Проведя начальную диагностику, можно сделать следующий вывод, что низкий уровень физической подготовленности превышает показатели с нормой.
Исходя из результатов диагностики, поставила перед собой следующие задачи:
- Формировать у детей гендерную устойчивость.
- Развивать гендерную компетентность педагога.
- Популяризировать гендерное воспитание среди родителей.
Для этого необходимо осуществить работу по следующим направлениям:
- Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целого получения максимальных результатов.
- Осуществление общей физической подготовки с разной дозировкой нагрузок мальчиков и девочек.
- Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, дополнительные усилия – для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность – для девочек.
Эти направления мы реализуем на НОД по физкультуре, праздниках, самостоятельной двигательной деятельности и спортивных секциях.
Для успешной реализации данных задач в детском саду созданы определенные условия:
- физкультурный зал, который оснащен необходимым спортивным оборудованием: баскетбольные кольца, сетка для волейбола, шведская стенка, щиты для метания на дальность и меткость, мячи разных размеров, скакалки, обручи, гимнастические ленты, гантели разного размера и веса, скамейки, горки, детские велосипеды, лыжи, клюшки и др.
- тренажеры, беговые массажеры, мягкие спортивные модули, сухой бассейн, рукоход, кольца, канат, веревочная лестница, бревно, и др.
Работая над проблемой низких показателей физической подготовленности детей, стала чаще включать в игровые упражнения задания, где девочкам пришлось сильнее отталкиваться, быстрее реагировать на сигналы; с помощью игр-эстафет, соревнований развивали быстроту реакций. Для развития у мальчиков гибкости, пластичности включали следующие упражнения: "корзинка", "ласточка", "березка".
Для организации и проведения НОД по физкультуре провожу различные варианты двигательной деятельности детей:
- I блок – занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия.
- II блок – занятие по подгруппам (мальчики и девочки).
- III блок - “интегрированный вариант” проведения НОД.
Наряду с такими видами НОД по физкультуре, как учебные, игровые, сюжетные, тренирующие, провожу и полоролевые в старшем дошкольном возрасте. Структура такой образовательной деятельности обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов стал принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе имеет различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков – это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек – развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультуры. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.
На таких НОД использую следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:
- Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают на рукоходе, а девочки – с лентами).
- Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).
- Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).
- Различия в подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые).
- Различия в обучении сложным двигательным движениям существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам), что требует разных методических подходов: например, разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования и т.п.
- Пространственные ориентировки (например, мальчикам отдается большая часть зала по сравнению с девочками, т.к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее).
- Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчелки).
- Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности).
- Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек – тяжелое оборудование).
- Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как). Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек подбираю слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).
- Чаще напоминаю мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.
- В работе с девочками чаще прибегаю к образцу, имитации, словесным указаниям.
- Учет сензитивных этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.
- Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек («М», «Д»).
- Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
Построение на физкультуру начинаю разделением детей на мальчиков и девочек. Мальчики сильные, смелые, настоящие защитники должны вести за собой нежных, хрупких девочек. Поэтому они встают первыми в колонне. Затем создаю игровые ситуации, где мальчики смогут реализовать свое мужественное начало, а девочки – женственное.
При преодолении препятствий первым в качестве разведчика "вступает в бой" мальчик и лишь затем, по его команде, - девочка. При этом мальчик страхует девочку, чтобы она не упала, не ушиблась и т.п. Проводя занятие "Отважные путешественники", обыгрываю ситуацию переправы с кочки на кочку через болото. Мальчик первым перешагивает на следующую кочку, а затем, протянув руку, помогает перешагнуть и сохранить равновесие девочке.
При выполнении упражнений в парах роль лидера неизменно принадлежит мальчику. Здесь слежу, за тем, чтобы мальчики осуществляли свое лидерство аккуратно, мягко, не делая больно своим партнершам. Сильный мужчина должен уметь "нежно держать в своей руке красивый цветок и не сломать его стебель грубым движением".
Не все упражнения осваиваются детьми одинаково. Например, силовые упражнения вис на стенке, подтягивание, отжимание мальчики выполняют большее количество раз, чем девочки. От девочек требую пластичности, выразительности, грациозности при исполнении танцевальных упражнений. При встречных движениях на гимнастических лестницах или если надо разойтись на перекладине, мальчик должен пропускать девочку ближе к лестнице сам же – податься назад. В этом случае он автоматически страхует ее от падения.
При проведении спортивных праздников и развлечений придумываю игровые ситуации, где появляются силы Зла и Добра. Мальчики проявляют себя в качестве защитников. Смелостью, решительностью вступают на защиту слабых, через игры-эстафеты, специальные задания мальчики доказывают, что Добро побеждает Зло. Девочки помогают им в выполнении упражнений и благодарят спасителей, исполняют спортивный танец.
Техника движений у дошкольников различна у мальчиков и девочек. Зная, что мальчиков интересуют спортивные кружки. Обучение проводим раздельно: для мальчиков кружок "Школа мяча» (баскетбол), для девочек кружок "Ласточка" (художественная гимнастика).
Овладев мячом, мальчики легко передвигаются по залу, забрасывают его в корзину. Создав команды, играют в спортивную игру "Баскетбол".
Регулярно проводим соревнования между группами.
Девочки, своей гибкостью, легкостью быстро осваивают акробатические упражнения и выполняют их под музыку. Свои достижения они показывают на праздниках, соревнованиях, исполнив спортивные танцы.
Подведя итог физкультурно-оздоровительной работы с детьми можно отметить следующее: улучшились показатели физической подготовленности детей. К концу года норму и выше нормы усвоили 90%-95% девочек и мальчиков. Сформировались двигательные умения и навыки. Дети овладели культурой в сфере взаимоотношений полов (приложение). Осознали правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.
Девочки
Мальчики
Таким образом, уже с дошкольного возраста, педагоги должны активно формировать соответствующее полу ролевое поведение мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями, что значительно повысит качество и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Работа с педагогами.
Гендерное воспитание необходимо внедрять не только в НОД по физкультуре, но и во время всего пребывания ребенка в детском саду. Поэтому тесная связь специалиста и воспитателя обязательна. Педагоги нашего коллектива гибко распределяют содержание гендерного подхода в течение всего дня.
Задачи педагогов:
- формировать у воспитанников навыки ЗОЖ;
- развивать представления о полезности, целесообразности физической активности;
- обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц (на НОД по физкультуре);
- знакомить дошкольников со строением тела человека, основными его системами, используя иллюстративный материал, таким образом формировать умение прислушиваться к своему организму, помогать ему работать;
- рассказывать о профилактике заболеваний (закаливании дыхательной и корригирующей гимнастиках, массаже, физио-витаминотерапии).
Музыкальный руководитель привлекается для музыкального сопровождения на НОД по физкультуре.
Педагог-психолог призван формировать положительные эмоции при общении мальчиков и девочек. С детьми, имеющими неадекватное полоролевое поведение, он проводит специальную работу.
Медицинский контроль за организацией физического воспитания дошкольников осуществляет медперсонал ДОУ. В его обязанности входит: наблюдение за состоянием здоровья, двигательным режимом, физическим развитием и подготовкой детей, функциональными возможностями детского организма, методикой проведения различных форм занятий, закаливанием, санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий, спортивного оборудования.
Воспитатель включает упражнения, направленные на формирование двигательных навыков девочек и мальчиков в режимные моменты дня.
Провела следующие консультации и рекомендации для педагогов:
- "Дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков".
- "Такие разные дети".
- "Предметно-развивающая среда в группе".
- "Двигательная активность девочек и мальчиков".
Провели совместные спортивные праздники, развлечения, соревнования и отчетные концерты.
Обсуждение проблемы дифференцированного воспитания мальчиков и девочек проводилось на педагогических советах и чтениях.
Работа с родителями.
«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Формирующиеся в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям, к себе, как к личности определенного пола, оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Именно поэтому ранняя психопрофилактическая помощь ребенку и его семье в вопросе гендерного воспитания представляется мне наиболее актуальной.
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. О важности такой работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком.
Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве взаимоотношений родителей и детей и соответственно на полоролевом развитии ребенка. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависит от родителей ребенка и педагогов детского сада. Полоролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (женских) и маскулинных (мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола.
Для эффективной работы в гендерном воспитании необходимо, чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками. Воспитание детей базируется на положительных примерах поведения взрослых. Поэтому пристальное внимание уделяю работе с родителями.
Основные цели работы с родителями считаю:
- способствовать благоприятному протеканию полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
- создание условий для становления полоролевой, гендерной идентичности ребенка в семье и ДОУ.
- повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания.
Для родителей была предложена анкета на тему «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?» (приложение).
Анкетированием было охвачено 20 семей разного социального уровня и образования. Более 60% родителей раньше занимались спортом, некоторые имеют спортивные разряды. Лишь немногие продолжают заниматься спортом в настоящее время.
Из анкет стало ясно, что 5 девочек посещают городские секции танцев, 6 мальчиков занимаются в спортивных секциях по легкой атлетике, хоккею и футбола.
Данные анкеты показали, что дети после детского сада предоставлены сами себе. Девочки занимаются рисованием, лепкой. Мальчики бегают во дворе играя с мячом.
В работе с семьей применяла следующие методы:
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка;
- просмотр родителями различных видов деятельности (НОД, прогулки, беседы, развлечения, походы);
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее);
- проведение опросов, анкетирование, с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
Основными направлениями организации работы с семьей считаю:
- Диагностическая работа по изучению семей: - Анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье.
- Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной, групповой и индивидуальной работе с семьей.
- Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
- Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность, социально-значимую, направленную на повышение их авторитета.
- Оказание конкретной помощи семьям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
Работа с родителями ведется систематически, их активно приобщают к педагогическому процессу. Вся работа строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализуются планы по организации совместных дел для родителей и детей.
Родителей постоянно держу в курсе событий, знакомлю с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, оформляем информацию в «Уголке для родителей».
Совместно провели следующие спортивные праздники и развлечения: «День Здоровья», «Родители и дети», «День мужества», «День защитника отечества», «Папа, мама, я – спортивная семья».
Провела консультации для родителей на родительских собраниях: «Игры мальчиков, игры девочек», «Физическая подготовленность ребенка», «Спортивный уголок дошкольника».
Исходя из проведенного обследования и проведенных мероприятий для всего педагогического, медицинского персонала и родителей устроили «Круглый стол», чтобы проанализировать динамику изменений у детей физической подготовленности, психологического состояния и гендерного развития.
Проводимая работа дала положительные результаты:
- Некоторые родители начали проявлять больший интерес к проблемам воспитания своих детей. Если раньше их волновал в основном вопрос взаимоотношения с детьми (не обижают ли его), то теперь они стали интересоваться проблемами гендерного воспитания, физического состояния и здорового образа жизни ребенка, культуры поведения и приобщения к культурным ценностям – 85% респондентов против 15% пассивных.
- Изменилось отношение к педагогической литературе – периодические издания, рекомендованную литературу стали читать 80% родителей.
- В совместной работе с детьми изъявили желание участвовать 80% родителей.
- 4Получать информацию по гендерному воспитанию детей хотят 100% родителей в ходе индивидуальных бесед, на родительских собраниях, во время мероприятий с детьми.
- Родители проявляют заинтересованность в участии во всех конкурсах и желание получить совместно с ребенком призовое место – 65% .
Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Опыт работы показал, что теперь родители не зрители и наблюдатели педагогического процесса, а активные участники различных мероприятий и даже инициаторы некоторых из них. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей.
Большинство родителей, начали целенаправленно заниматься проблемами гендерного воспитания дошкольников.
Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей способствуют повышению эффективности работы с родителями по гендерному воспитанию дошкольника.
Опыт взаимодействия с родителями способствовал повышению компетентности родителей в воспитании детей определенного пола для формирования у них знаний, умений и навыков. Осуществляемая систематическая связь с родителями повысила их педагогическую культуру, заинтересованность и единство воздействия на ребенка в вопросах гендерного воспитания детей. Многие родители стали создавать дома условия для всестороннего воспитания, полоролевой идентификации. Родители принимали в них самое активное и неравнодушное участие.
Вывод: работа проводится хорошая, необходимо использовать и расширять опыт сотрудничества и распространять для использования.
Вывод.
Первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже три года дети знают, что девочкам следует себя вести не так, как мальчикам. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, гибкость, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола. Если основы этих качеств не заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.
Все это и определило содержание работе по дифференцированному подходу к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
Рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование не только двигательных качеств, но и качеств личности.
Данный опыт позволил выработать следующие рекомендации для инструкторов по физкультуре, воспитателей и родителей.