«Формирование познавательной компетентности обучающихся» является темой моего самообразования. Выбор этой темы не случаен. Снижение познавательной активности школьников в настоящее время рассматривается как одна из основных причин снижения результативности образовательного процесса в целом. Как пробудить интерес учащегося к изучению школьного предмета? Как и какие создать условия для повышения общего уровня знаний, развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся? Эти вопросы волнуют не только выпускников педагогических ВУЗов, но и педагогов, имеющих за плечами немалый опыт работы.
Всем известно, что одной из главных причин снижения познавательного интереса к учению является глобальная информатизация общества. Чтобы добиться успеха, учителю важно не просто не отставать от современных информационных технологий, но успешно применять их в своей деятельности.
Я рассмотрю технологии формирования познавательной компетентности, которые я наиболее продуктивно применяю в своей работе.
- Игровые технологии.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Проектно-исследовательские технологии.
- Технологии интерактивного обучения.
- Игровые технологии.
Одним из эффективных средств активизации познавательных интересов школьников является игра. Игра помогает оживить урок, вызвать творческий интерес учащихся к предмету.
«Познаем, играя» остается актуальным и в настоящее время.
Я применяю игровые технологии, так как их можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Мною разработан цикл интерактивных экологических игр «Природоград». Методические рекомендации по проведению экологических игр представлены на сайте портала.
Целью данных внеклассных мероприятий является формирование познавательной компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС второго поколения.
В формировании учебно-познавательного интереса велика роль познавательных заданий и вопросов, содержащаяся в вопросе интрига обостряет любопытство и, как следствие, вызывает заинтересованность.
Приведу пример из игры: «Зачем паук-крестовик каждую ночь заново плетет ловчую сеть, даже если старая остается неповрежденной?»
Если у ребенка возникает вопрос «А правда, почему?», вы на верном пути.
28 ноября 2015 г. в рамках городского методического объединения учителей биологии г.Ульяновска я провела творческую мастерскую "Экологическая игра как средство формирования познавательной компетентности обучающихся".
- Информационно-коммуникационные технологии.
Всю основную учебную информацию школьники получают на уроке. Предмет биологии в силу своей специфичности как никакой другой нуждается в демонстрации. Грамотное применение учителем информационных технологий способствует формированию познавательной активности школьников.
Я применяю информационно-коммуникационные технологии на разных типах урока:
- Урок открытия нового знания (система опорных конспектов; наглядное пособие, видеофрагменты).
- Урок контроля знаний (тестовый контроль; контроль посредством flash-программ; озвучивание анимационных процессов).
Активно применяю ИКТ при подготовке к выступлениям учащихся на конференциях и семинарах.
- VII научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся города Ульяновска, 2014 г. (Сибирякова В., 2 место, Климочкина М., 3 место).
- VIII городская ученическая научно-практическая конференция «Первые шаги в науку», 2015 г. (Сосновикова В., 3 место).
- Муниципальный этап научно-практической конференции «ЭКО-2014» (Рибенек В., победитель; Климочкина М., призер; Сибирякова В., призер).
- Проектно-исследовательские технологии.
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется в нашей школе как проектно-организационная педагогическая модель. В рамках образовательной деятельности учащиеся выполняют исследовательские работы по естественнонаучному направлению.
Для организации учебно-исследовательской деятельности в школе оборудован кабинет химии и биологии, оснащенный современной техникой: компьютер, мультимедийный комплекс, интерактивная доска.
Учебное исследование в рамках урока я осуществляю посредством деятельности учащихся на "уроках открытых мыслей", на уроках-семинарах, уроках-творческих отчетов, уроков-рассказов об ученых. Приведу пример урока открытых мыслей, который я разработала для 11 класса. Такой тип урока предполагает защиту своей точки зрения с привлечением достоверных источников для подбора аргументов и тезисов. При анализе информационных источников учащиеся, как правило, выбирают методический прием "с высоты птичьего полета к земле" для конкретизации для конкретизации общего теоретического материала.
Описание урочного занятия
"Урок открытых мыслей"
Тема:ВИЧ-инфекция и СПИД
Цель: создать условия для формирования толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным.
Этапы урока.
- Деление класса на группы.
- Сформировать понятие толерантности (по словарю), озвучить.
- Сформировать проблему: Можем ли мы быть толерантными к ВИЧ-инфицированным?
- Работа в группах с информационными источниками (подготовленными учителем).
- Понятие о ВИЧ. (оформляют в виде краткого конспекта)
- Пути передачи ВИЧ. (оформляют в виде схемы)
- Обсуждение в группах (аргументировать свою позицию).
- Представление итогов исследования.
- Дебаты: Имеют ли право ВИЧ-инфицированные на дружбу, участие, поддержку? (Аргументировать позицию своей группы.)
- Обобщение результатов. Выводы.
- Рефлексия. (На подготовленном учителем плакате с надписью: «Казнить нельзя помиловать!» поставить запятую.)
- Домашнее задание: Изготовление ленточек Мура.
Одним из способов, формирующих интерес к изучению школьного предмета, является привлечение учащихся к проектно-исследовательской деятельности в рамках дополнительного образования (внеурочная занятость). Третий год учащиеся 5-7 классов занимаются в кружке "Первые шаги в науку".
В процессе работы над исследованием учащиеся познакомятся с методами проведения научных исследований, учатся красиво и грамотно представлять результаты исследований (подготовка докладов, презентаций, тезисов), а также приобрести опыт публичного выступления.
При выполнении учебно-исследовательской работы, которая продолжается весь учебный год, учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, реализуя свои знания и способности в исследовательском проекте. Результаты своего исследования учащиеся представляют на школьной научно-практической конференции, затем на городских и региональных конкурсах исследовательских работ учащихся.
- X Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» 2014-2015 г. (Рибенек В., 3 место).
- Второй (очный) этап Всероссийской олимпиады школьников «Путь в медицину - 2015» (Кравченко К., 3 место).
- Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, 2014 г. (Рибенек В., 3 место).
- Региональный этап X Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» 2014-2015 г. (Климочкина М., 2 место).
- Региональный этап Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады обучающихся в сфере дополнительного образования детей, 2014 г. (Сибирякова В., 2 место).
- Муниципальный этап Всероссийского конкурса, посвящённого Международному году химии, 2012 г. (Гиматдинова Г., 3 место).
- Муниципальный конкурс исследовательских работ, посвященный 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского, 2013 г. (Гиматдинова Г., призер, Хасьянова А., призер).
- Муниципальный конкурс исследовательских работ, посвященный Году экологической культуры и охраны окружающей среды, 2014 г. (Сибирякова В., призер).
- Муниципальный этап регионального конкурса «Живой символ малой Родины», 2013 г. (Вихирев Д., 1 место; Хайбулкина Т., 2 место; Конопкина Н., 3 место).
- Городской интеллектуальный конкурс «Биология для любознательных», 2014 г. (Рибенек В., 3 место).
Следует отметить, что уровень работ год от года повышается, что подтверждается наградами, получаемыми учащимися школы на различных конкурсах, фестивалях и конференциях.
Обучаясь в школе, учащиеся уже имеют печатные работы. Тезисы их выступлений входят в сборники участников конференций.
Тезисы докладов Сибиряковой Виктории (10 А) и Климочкиной Марии (10 А) вошли в сборник тезисов участников городской ученической научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
Тезисы докладов Климочкиной Марии (11 А), Рибенек Валерии (10 А), Сибиряковой Виктории (11 А) вошли в сборник тезисов участников областной научно-практической конференции обучающихся «ЭКО-2014».
Тезисы докладов Сосновиковой Валерии (5 А), Рибенек Валерии (10 А) вошли в сборник тезисов участников ученической научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
- Технологии интерактивного обучения.
Интерактивное обучение в переводе с английского (interactive learning) обозначает «научение», основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением.
Кабинет биологии и химии оснащен интерактивной доской и мультимедийным комплексом.
Наиболее универсальными программами являются на сегодняшний день SMART Notebook и Activinspire. Программы функционально идентичны. Содержат обширный образовательный ресурс.
Методически грамотное использование интерактивных образовательных ресурсов создает дополнительные развивающие возможности и для школьников, и для педагога, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.
Показателем результативности является повышение уровня знаний обучающихся. Данные за последние три года свидетельствуют о позитивной динамике учебных достижений. Качественная успеваемость за три года увеличилась с 55,5% до 60% (средний показатель по предметам). На едином государственном экзамене по химии выпускники школы набирают до 98 баллов (Гиматдинова Гелия), по биологии – до 82 баллов (Ходяшев Роман), что позволяет им поступать на бюджетные места медицинских факультетов высших учебных заведений.
Создаются благоприятные условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта и формирования активной гражданской позиции. Школьники принимают активное участие в экологических акциях.
- Городская экологическая акция «Живая ель», 2015 г.
1.1 Конкурс творческих проектов «Защитим ель» (учащиеся школы, 1 место).
1.2 Конкурс фотографий «Хвойный вернисаж» (Поршнина М., 1 место).
1.3 Конкурс «Компьютерная презентация» (Конопкина Н., 1 место, Бурченкова А., 3 место).
- Городская экологическая акция «Дни защиты Земли от экологической опасности», 2015 г.
2.1 Конкурс на лучший отчет о проведении акции «Чистый город» (Вихирев Денис, 1 место).
2.2 Конкурс детских творческих работ «Красою чудной радует природа» (Павлова Е., Тарнаева А., 2 место, Лубянина Н., 2 место, Сосновикова В., 3 место).
Вышеперечисленное в максимальной степени содействует становлению адекватной самооценки ребенка через переживание ситуации успеха, ситуации значимости своих действий. Применяемые мной технологии формирования познавательной компетентности обучающихся способствуют выявлению и сопровождению одаренных детей. Результаты своей работы я представляла на августовском городском методическом объединении учителей биологии (Творческий отчет "Работа с одаренными детьми на уроках биологии", 2015). С мастер-классом по теме самообразования выступала 28.11.2015 на научно-практическом семинаре учителей биологии города Ульяновска..
Существует много методик определения уровня познавательной активности. Я разработала несложную анкету, которую применяю в начале учебного года, после первого полугодия и в конце года.
1) Испытываешь ли ты чувство удовлетворения, решив сложную задачу? (часто, иногда, очень редко)
2) Задаешь ли ты вопросы учителю, если материал не совсем тебе понятен? (часто, иногда, очень редко)
3) Используешь ли ты Интернет-ресурсы, чтобы больше узнать об изученном на уроке? (часто, иногда, очень редко)
4) Возникает ли у тебя желание проверить на практике полученные знания? (часто, иногда, очень редко)
5) Испытываешь ли ты потребность в расширении своего кругозора? (часто, иногда, очень редко)
Данная анкета позволяет мне не только провести мониторинг динамики познавательной активности, но и скорректировать индивидуальную работу с конкретным ребенком.
С защитой темы самообразования выступаю на методических объединениях и педагогических советах школы.