РАЗРАБОТКИ
|
Ещё раз о сочинении на ЕГЭ по русскому языкуПозднякова Ольга Дмитриевна, Единый государственный экзамен как форма проверки знаний, заставляет учителей искать новейшие формы работы на уроке, потому что ни одна из программ для старших классов не ориентирована на ЕГЭ. Да и учебники 10-11 классов в полной мере не обеспечивают блочное повторение орфографии и пунктуации, а также формирование навыка анализа текста с последующим написанием сочинения - рассуждения. Что надо сделать, чтобы школьники успешно сдали ЕГЭ? Сколько приходится перепробовать различных приёмов и методов преподавания русского языка, чтобы найти пути достижения цели! Не секрет, что самым сложным в экзамене по русскому языку для большинства выпускников является выполнение части С.. На сегодняшний день существует несколько пособий, которые помогают одиннадцатиклассникам пошагово овладеть техникой написания сочинения-рассуждения. Прежде всего, это рабочая тематическая тетрадь «ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (С)» Г.Т. Егораевой. Пособие содержит большой информационный материал, задания, языковые клише, справочные материалы, что дает возможность отработать навыки написания сочинения, отвечающего требованиям к части С. Проработка предлагаемого комплекса заданий к каждому тексту позволит ученикам выполнить полноценный анализ текста. Опираясь на различные пособия по подготовке к написанию третьей части ЕГЭ по русскому языку, составили с учащимися алгоритм написания сочинения- рассуждения.
Задание С является заданием высокого уровня сложности. В спецификации данное задание сформулировано следующим образом: «Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации». Для учащихся довольно сложно определить проблему, но почему-то более сложным является критерий 2 – комментарий данной проблемы. Поэтому прежде всего мы говорим о проблематике текста Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Например, проблема поиска смысла жизни, проблема одиночества, проблема бедности. Как правило, в тексте, представленном для анализа, содержится сразу несколько проблем разного плана: социальных, философских, нравственных, экологических. Тогда речь идет о проблематике текста. Ученик должен сформулировать одну из них, проявив правильное понимание текста. Выявляем наиболее распространенные проблемы текста.
Выясняем, что проблему можно сформулировать, используя разные приемы:
Но для многих учащихся, это задание так и остается непонятным, а следовательно, и не выполненным. И дело даже не с том, что им сложно сформулировать проблему, прокомментировать её, определить позицию автора и доказать своё мнение, а в том, что при написании сочинения-рассуждения такие учащиеся не могут четко выдержать форму сочинения–рассуждения, теряясь в обилии терминов, информации и тех требований, которые предъявляются к выполнении задания части С. Поэтому мы разработали насколько разных шаблонов сочинений-рассуждений, или, как говорят ученики, «матрицу». В ней предусмотрено использование различных речевых клише, варианты начала сочинения и комментария проблемы, вариативность заключительной части. На наш взгляд, именно это помогло нынешним выпускникам справиться с заданием части С. Все 25 учащихся сдали ЕГЭ по русскому языку в первой волне. Ниже предлагается один из вариантов шаблона сочинения-рассуждения. Варианты формулировки проблемы:
Комментарии: Действительно, такая проблема существует. Автор (Полностью Ф.И.О. автора, его характеристика) например: Аксаков Сергей Тимофеевич, выдающийся русский писатель, рассказывает (повествует, говорит, сообщает и др. глаголы) о том, что
Позиция автора: По мнению автора, (позиция автора может быть как открытой,- особенно в текстах публицистического стиля - так и скрытой – чаше всего в текстах художественного стиля) Личная позиция и аргументация: Я полностью согласен с мнением автора. Говоря о данной проблеме (прописать эту проблему полностью, например: говоря о проблеме силы чтения в детском возрасте…) , хочется (можно, необходимо) отметить, что в русской (зарубежной или в русской и зарубежной классической, или в современной русской) литературе она поднималась (ставилась, раскрывалась) давно. Взять (вспомним) хотя бы___________ 1 аргумент из художественной литературы. Его иллюстрация. Например, аргумент: Вспомним хотя бы об Алексее Максимовиче Горьком. Иллюстрация: Именно его любовь к чтению открыла для него мир и помогла стать великим писателем. Об этом читаем мы в его повести «Детство». 2 аргумент из художественной литературы. Его иллюстрация. Например:______ Другой знаменитый писатель Александр Грин в рассказе «Зеленая лампа» тоже подчеркивает величайшую роль чтения в жизни человека. Именно чтение книг помогает сидящему в комнате герою стать впоследствии хорошим врачом.___________ ВАРИАНТЫ: По сообщению (по мнению)газеты (журнала) «Название?», проблема_____________ Зключение Проблема ____________________ всегда волновала и будет волновать людей (общество, человечество, народ нашей страны и др.) Подводя итоги, хочется отметить, что данная проблема будет существовать на протяжении всего времени, пока живет человечество, потому что является «вечной» проблемой, затрагивающей все поколения. ВАРИАНТЫ: Проблема ___________________ действительно волнует как молодых, так и пожилых людей страны (Земли), так как относится к разряду проблем влияющих на_____________ Проблема ___________________, волнующая как лучшие умы человечества, так и простых смертных, не относится к разряду неразрешимых. Решить её можно только сообща, только всем миром. Список литературы
Всего комментариев: 2
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Родителям
5 причин, почему ребёнок не хочет учиться Как подготовить ребенка к экзамену по английскому День народного единства
День народного единства (4 ноября) - сценарии, классные часы и презентации к празднику |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены