РАЗРАБОТКИ
|
Роль книги в воспитании человека (на примере пьес А. В. Вампилова)Роль книги в воспитании человека Развитие интеллекта обучающихся во все времена было связано с воспитанием души человека. И огромная роль в этом принадлежит книге. Со страниц книг писатель разговаривает с читателем, заставляет над чем-то задуматься, переосмыслить свою жизнь, в отдельных случаях подталкивает сделать нравственный выбор. И в этой связи большую ценность представляет из себя творчество А. В. Вампилова, в частности драматургия, которая по своей силе нравственного воздействия не имеет рамок ограничения ни во времени, ни в пространстве. Велико воспитательное значение пьес А. В. Вампилова в плане постановки жизненных проблем, в плане их решения через взаимоотношения героев, поскольку вопросы чести и совести, смысла жизни, истинной и ложной любви, ответственности за судьбы близких, доброты и взаимопонимания в семье будут волновать людей вечно. Я хочу остановить свое внимание на пьесах А. В. Вампилова: «Старший сын» и «Утиная охота». Пьеса «Старший сын» - это пьеса, прежде всего, об одиночестве человека, о смысле жизни, о счастье. Главный герой пьесы – Андрей Григорьевич Сарафанов – четырнадцать лет воспитывает детей один, жена сбежала с другим. Он играет на кларнете и, в силу сложившихся обстоятельств, работает не в филармонии, а в кинотеатрах, на танцах и на похоронах. И работает ради своих детей. Но понимания в семье нет, каждый занят своими проблемами. Жена называла его «блаженный», дети считают неудачником. А Сарафанов – человек творческой натуры, у него есть мечта – завершить собственное творение – ораторию. Его жизненное кредо заключено в словах «Зачерстветь, покрыться плесенью, раствориться в суете – нет, нет, никогда.… Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него». (1, с.40) И понимание, сочувствие главный герой находит в Бусыгине – в чужом человеке, студенте, который по причине случайных обстоятельств назвался его сыном. Для Сарафанова это настоящее счастье, так он и говорит: «То, что ты появился – это настоящее счастье». (1, с.43) И именно Бусыгин а не собственные дети, дает ему высокую оценку: «Этот папаша – святой человек». (1, с.46) В центре пьесы А. В. Вампилова «Утиная охота» - главный герой Зилов. Его облик складывается из поведения в быту, отношения родителям, к жене, выполнения своих профессиональных обязанностей. Зилов – легкомысленный муж, неблагодарный сын, никчемный работник. Будучи женатым, он проводит вечера с любовницами: то с Верой, то с Ириной. Иногда приходит домой под утро, жене сочиняет истории про командировки. Галина, его жена, говорит про него: «Мы прожили с ним шесть лет, но я его так и не поняла». (2, с. 214) Своих родителей он не видел уже четыре года, считает, что отпуск лучше потратить на охоту, чем на поездку к родным. Отца, который просит его приехать, он называет «старый дурак», «собака», точно даже не знает, сколько ему лет. Как работник Зилов совсем никудышный. Занимая должность в ЦБТИ, не проявляет никакого усердия, создает видимость работы, готов подтасовать факты, лишь бы ничего не делать и пораньше убежать. Слова отца Зилова: «ленив и развратен» (2, с.262) точно характеризуют главного героя. В конце пьесы герой заходит в тупик, всех гонит прочь. Он во всем запутался: жил как прожигатель жизни; на работе дискредитировал себя в глазах начальника с подлогом статьи о реконструкции завода; испортил жизнь своей жене Галине и еще совсем юной Ирине; скомпрометировал в глазах друзей Веру, с которой у него тоже были личные отношения; не смог встретиться с отцом до его смерти. Такая жизнь ему надоела. Как жить по-другому – он пока еще не знает, поэтому делает попытку свести счеты с жизнью. Кузаков говорит Зилову: «…Чем ты еще недоволен?... Чего тебе не хватает? Молодой, здоровый, работа у тебя есть, квартира, женщины тебя любят. Живи да радуйся. Чего тебе еще надо?» (2, с.305), «… если тебе не нравится твоя жизнь,… живи по-другому, кто тебе мешает?» (2, с.307) Сможет ли Зилов начать жить по- новому – автор оставляет эту возможность домыслить читателю, поэтому заканчивает пьесу открытым финалом. Существует мнение, что образ Зилова неоднозначен, что он подобен Печорину. Марк Липовецкий в своей статье пишет: «… центральный персонаж, Виктор Зилов, в полной мере отвечает характеристике «героя нашего времени», Действительно, с этой точкой зрения можно согласиться: в ремарках автор дает характеристику Зилову сродни Печорину: «В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука». (2, с.210) А начальник отдела, где работает Зилов, говорит, защищая его в глазах друзей: «Деловой жилки ему не хватает, это верно, но ведь он способный парень…» (2, с.235) Но, конечно же, главное не в том, каким героем – положительным или отрицательным – признать Зилова. Важно, что за образом Зилова стоит не только проблема легкомысленного отношения к жизни, но и проблема почти поголовного пьянства среди молодых людей. На протяжении всей пьесы мы прочитываем: «Надо выпить и закусить» (2, с.217), «мне надо выпить» 2, с. 271), «Выпей, Дима…» (2, с.289) «А теперь давайте выпьем» (2, с.294) Часто молодые люди не задумываются о своей жизни, плывут по течению, совершают необдуманные поступки, а потом заходят в тупик, как Зилов, и, если не находят выхода, или спиваются, или совершают самоубийство. Список литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены