РАЗРАБОТКИ
|
Специалисты для работы с детьми с ОВЗВопрос о развитии сегодня инклюзивного образования продиктован самой жизнью. Число детей ОВЗ, в том числе и в статусе инвалидов, сегодня достаточно велико. Но эти дети при должной медицинской и педагогической поддержки и помощи могут успешно войти в социум и реализовать себя, принося пользу обществу. Проблема часто заключается в том, что у таких детей существуют проблемы межличностного общения, что снижает их активность в самореализации, создает трудности в общении и часто вынуждает инвалида закрываться в раковине собственных проблем. Именно инклюзивное образование способно решить данные проблемы, т.е. помощь ребенку с ОВЗ в процессе самореализации, налаживании у него коммуникативных навыков, а главное – изменить мнение социума о возможностях инвалидов, причем формировать толерантности у детей уже в условиях школы, а то и раньше, в условиях ДОУ. Таким образом, актуальность изучения вопросов организации инклюзивного образования вытекает из самих условий развития современного общества, требований ФГОС и современного законодательства об образовании. В рамках данной работы рассматривается кадровый аспект организации образовательного процесса в условиях инклюзивного класса. Данный вопрос крайне скупо освещен в законодательных материалах, но понимание важности проблемы привлечения определенного контингента специалистов в организацию индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) в реалиях инклюзивного класса напрямую зависим от качества процесса социализации ребенка-инвалида, его психологического здоровья и определения места в будущем в социуме. Итак, рассмотрим, какие специалисты организуют образовательный процесс в рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ОВЗ в условиях инклюзивного класса. Присутствие в школе профессионалов психолого-педагогического сопровождения считается важным обстоятельством приема ребенка с ОВЗ и реализации инклюзивной практики. В интересах наилучшего понимания содержания общей работы педагога и специалистов сопровождения по введению «особенного» ребенка в инклюзивный класс, опишем ключевые направления и специфику работы каждого из специалистов. Педагог-психолог определяет актуальный уровень когнитивного развития детей, обусловливает зону ближайшего развития. Главными вопросами психолога в инклюзивном классе выступают: объяснение педагогу, воспитателю, администрации школы тех или иных отличительных черт поведения ребенка с ОВЗ, его первопричин; помощь в выборе тех либо других форм, способов взаимодействия с ним; наблюдение динамики приспособления детей в социуме; раннее обнаружение тех либо иных затруднений как у детей и его отца с матерью, так и у педагога и воспитателя класса. Социальный педагог — главной специалист, исполняющий надзор за соблюдением прав каждого ребенка, обучающегося в школе. На основе социально-педагогической диагностики социальный педагог обнаруживает потребности ребенка и его семьи в области социальной помощи, устанавливает направления поддержки в адаптации детей в школе. Немаловажная область работы социального педагога — содействие родителям детей с ОВЗ в адаптации в школьном обществе, в среде других родителей. Такого рода эксперт способен посодействовать педагогу, иным специалистам школы в создании «Родительского клуба», разработке страницы на веб-сайте школы, посвященной инклюзии, отыскивании необходимой информации. Основное направление работы педагога-дефектолога — реализация коррекционно-развивающей работы, содействующей интеллектуальному развитию ребенка с проблемами обучения, развитию учебных способностей на материале учебных дисциплин. Дефектолог выполняет диагностическое исследование ребенка с отклоняющимся развитием, а кроме того ребенка по различным причинам никак не усваивающих школьную программу. По итогам освидетельствования дефектолог вместе с учителем, педагогом сопровождения, логопедом предопределяет объем и сущность коррекционной работы, нужной данному ребенку, выполняет персональные и подгрупповые коррекционные занятия, отслеживает динамику развития ребенка и уровень освоения учебного материала. Работа дефектолога в инклюзивном классе проводится в близком контакте с учителем, педагогом сопровождения и логопедом. Постоянно обсуждается деятельность детей на уроках и занятиях, проблемы, появляющиеся в ходе учебы и пути их преодоления. На коррекционно-развивающих занятиях с ребенком с проблемами обучения дефектолог решает прежде всего коррекционные проблемы: формирует мышление, тренирует визуальное и слуховое внимание, память, вырабатывает визуально-пространственное и временное восприятие, формирует умения анализа и синтеза, расширяет и активизирует словарный запас детей. Существенное направление работы педагога-дефектолога в общеобразовательной школе — методичная поддержка учителю инклюзивного класса в адаптации содержания образовательных программ возможностям детей. Учитель-логопед, базируясь на итогах исследования устной и письменной (в случае если имеется) речи обучающихся и сопоставления этих данных с возрастной нормой — ставит клинико-педагогический диагноз речевого нарушения; разрабатывает программы либо перспективные проекты коррекционно-логопедического обучения детей, имеющих необходимость в логопедической поддержке; проводит массовые и персональные занятия по корректировки патологий устной и письменной речи обучающихся. Тьютор – специалист, исполняющий прямое сопровождение детей (ребенка с ОВЗ в течение учебного дня — на фронтальных и (в случае если имеется) потребность персональных занятиях, во время перемены, выполнения тех либо других режимных моментов. Главная цель тьютора — содействие самому ребенку, его отцу с матерью, педагогу и иным участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, создании учебных умений, навыков адаптационного поведения. Связь учителя и педагога сопровождения осуществляется, как минимум, в 3-х главных направлениях:
Координатор по инклюзии (методист) – специалист, играющий значительную роль в организации процесса введения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную сферу школы, формировании специфических условий для привыкания, учебы и социализации обучающихся, регламентирующий деятельность в целом педагогического коллектива в этом направленности. Координатор по инклюзии — главный «носитель» информации и ассистент педагога в организации образовательного процесса в инклюзивном классе. При этом немаловажно иметь в виду, что координатор, равно как и специалисты психолого-педагогического сопровождения, ориентируется в своей деятельности на требование учителя, его инициативу и сведение о состоянии, удачах и проблемах «особенного» ребенка и в целом класса. Учитель считается правомочным и, как правило, главным участником междисциплинарной команды профессионалов, осуществляющих психолого-педагогическое поддержание детей с ОВЗ, его семьи, иных участников образовательного процесса. В качестве примера опишем возможные направления, сущность и формы взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в определенной ситуации. Приведем примерную схему работы с запросом учителя в тройке «учитель-психолог-дефектолог». Содержание запроса может быть, к примеру, таким — ребенок не желает выполнять письменную работу на уроке русского языка. 1 этап. Осмысление задачи учителем, построение запроса. На данном этапе учитель:
2 этап. Совместное наблюдение и обсуждение плана.
3 этап. Реализация плана действий в классе. Учитель «проверяет», насколько действенны те или иные меры, приемы, предложенные специалистами, по отношению к ребенку, организации работы всего класса. На апробирование идей, реализацию первоначального плана отводится ограниченное время — например, неделя или две. Затем специалисты и учитель вновь встречаются для обсуждения результатов, наличия или отсутствия изменений в поведении ребенка. 4 этап. Если проблема не решена, поведение ребенка остается таким же проблемным или еще больше усугубляется (например, ребенок отказывается писать не только на уроке русского языка, но и на других предметах), ее обсуждение выносится на заседание экстренного или планового психолого-медико-педагогического консилиума школы. При этом задача специалистов консилиума сводится не только к новым предложениям по решению проблемы в классе или даже школе. Возможно, решением ПМПК будет привлечение внешних ресурсов — специалистов из ресурсного ППМС-центра, оценка состояния ребенка на Окружной психолого-медико-педагогической комиссии или других видов помощи.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены