РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Метод проектов

Не мыслям надобно учить, а мыслить»
(Кант.)

В школьном возрасте дети проводят большую часть своего времени с нами, учителями. Значит, от нас во многом зависит, вырастут ли они пессимистами и нытиками или уверенными в себе и своем завтра людьми, способными созидать, делать успешной свою жизнь и жизнь общества. Наряду с совершенствованием учебного процесса школа должна обеспечивать нравственное, эмоциональное и физическое развитие личности с учетом творческих и возрастных особенностей каждого ребенка.

Главным фактором развития для каждого ребенка не должна стать деятельность, совершающаяся по принуждению или необходимости, так как результат может быть отрицательным. Деятельность, которая приносит успех и удовлетворение — вот двигатель развития. Мало того, чтобы деятельность была отмечена другими, надо помочь ребенку преодолеть свой страх и застенчивость, свою робость и неуверенность, помочь поверить в свои силы и добиться хорошего результата своей деятельности. Вот это и будет настоящим успехом, потому что ребенок шагнет вперед в своем личностном развитии.

Поэтому слова Вячеслава Валерьевича Гузеева могут правильно выразить актуальность использования проектной технологии на уроках английского языка:

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …».

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Если говорить о методе проектов , как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Тезис метода проектов: «Я знаю, для чего мне надо все ,что я познаю. Я знаю,где и как я могу это применить.»
Цель метода проектов: предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Задачи метода проекта: развивать самостоятельную деятельность, самостоятельно применять знания, формировать высококультурную личность.

Проект, применительно к уроку иностранного языка, это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, который завершается созданием творческого продукта.

Этапы работы над проектом

  1. Подготовку к проекту
  2. Организация участников проета
  3. Выполнение проекта
  4. Презентация проекта
  5. Подведение итогов

Виды проектов в изучении иностранного языка

  • Конструктивно-практические проекты
  • Информативно–исследовательские проекты
  • Игровые проекты
  • Сценарные проекты
  • Творческие работы
  • Издательские проекты

На уроках иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: не только мультимедийные презентации, но и рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

А главная задача педагога – заинтересовать ребёнка, и тогда будет достигнут результат. Ученик, работая на уроке, построенном по этой технологии, получает знания не только из уст учителя, а путём самостоятельной работы.

Учитель же, как дирижёр, лишь управляет процессом получения знаний, умений, навыков.
Проектная деятельность - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.

Позитивные результаты использования:

  • Положительная динамика учебных достижений ;
  • Повышение у учащихся мотивации обучения и познавательного интереса к иностранному языку;
  • Развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и исследовательские умения;
  • Повышается активность участия учащихся в различных конкурсах и олимпиадах по предмету;
  • Расширение кругозора и границ владения языком ,получая опыт от практического его использования;
  • Способствует всестороннему развитию ребенка, мотивирует к получению знаний.

Роль учителя в проектной методике

  1. Организовать работу (продумать, разработать, определить учебные задачи, спланировать всю серию уроков, на которой предполагается использовать метод проектов)
  2. Направлять и регулировать деятельность учащихся на всех этапах

Проектная технология может применяться и во внеурочной работе

Использование проектной технологии позволяет:

  1. улучшить эффективность и качество образования;
  2. ориентироваться на современные цели обучения;
  3. повысить мотивацию учащихся к обучению;
  4. использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
  5. учитывать страноведческий аспект;
  6. сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
  7. реализовать индивидуальный подход;
  8. усилить самостоятельность школьников;
  9. изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
  10. объективно оценивать знания учащихся;
  11. повысить качество наглядности;
  12. развивать познавательные навыки учащихся;
  13. развивать умения ориентироваться в информационном пространстве;
  14. развивать критическое и творческое мышления.

По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка

Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены в программу по страноведению, например в 11 классе по теме «Австралия»

Сценарные проекты – сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса

Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

В заключение хотелось бы сказать, что использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию.

Проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:

  1. значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности;
  2. повышение уровня внутренней мотивации учащихся;
  3. повышение уровня самостоятельности учащихся (учащиеся самостоятельно планируют свою деятельность, соотносят результат деятельности и ее цель);
  4. повышение уровня сплоченности коллектива (развивается взаимопомощь, желание и умение сопереживать);
  5. развитие творческих способностей учащихся;
  6. повышение общего интеллектуального развития учащихся ( учащиеся работают с различными источниками информации, анализируют полученные сведения, выделяют главное);
  7. приобретение учащимися опыта публичного выступления.

Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. Всем известно, какое разнообразие проектов существует ,но любой из них позволяет расширить кругозор школьников, повысить познавательный интерес, расширить мировоззрение, активизировать коммуникативные способности.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены