РАЗРАБОТКИ
|
Основы смыслового чтения и работы с текстомНаиболее благоприятным периодом для развития смыслового восприятия считается младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое «умение учиться», одной из основ которого является работа с книгой. Восприятие детей именно младшего школьного возраста создаёт благоприятные условия для развития смыслового подуровня (в силу своей активности). В начальной школе происходит «Эмоциональное созревание ума». Главной же задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова. Поэтому для начальной школы ставятся следующие цели:
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Основные задачи:
Принципиальным становится понимание того, что для современного человека главное - не отдельные знания, а умения ими пользоваться и что необходимо не зубрить и искать готовые ответы, а учиться самостоятельно, открывать новое. Изменение приоритета целей начального образования затрагивает сущность всего учебно-воспитательного процесса, все его составляющие – не только содержание, но и средства обучения, методы и формы организации процесса обучения. В своей работе я использую методы, которые обеспечивают:
Грамотность чтения, его виды и типы Умение читать не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании или структуре текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования ребёнком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения. Ситуации общения с текстом
В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. Типы чтения:
Наиболее развитым видом чтения является рефлексивное. Овладев им, учащиеся смогут продемонстрировать следующие умения:
Умения «грамотности чтения»
Так как в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, то реализуются разные виды чтения. Как правило, выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое. Изучающее чтение. Максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях. Учащийся должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Ознакомительное чтение. Это быстрый вид чтения, задачей которого является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Перед учеником ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде Просмотровое чтение. Перед ребёнком ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. В технологии изучающего чтения существуют разные приемы анализа художественного текста: "Диалог с автором". Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать писателю свои вопросы, "включать" воображение и делать предположения о дальнейшем ходе событий, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. Это может происходить как во время первичного чтения произведения, так и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. Комментированное чтение. Это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст. Особенность комментированного чтения состоит в том, что озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя. Однако если дети по ходу комментария педагога высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, эти идеи нельзя оставлять без внимания, их обязательно нужно "вплетать" в общий разговор, даже если они расходятся с субъективной точкой зрения учителя. Приём постановки вопросов после прочтения текста школьниками либо до прочтения (предварительные вопросы) Наиболее эффективна постановка предварительных вопросов, так как с их помощью учащиеся могут:
Целенаправленный и правильно сформулированный предварительный вопрос существенным образом влияет на характер чтения. Прием самопостановки вопросов к тексту
Прием составления плана
Прием тезирования
Прием составления сводной таблицы
Прием логического запоминания учебной информации Включает следующие компоненты:
Обучение смысловому чтению и работы с текстом учащихся требует от детей понимания, различения и умения работать с различными типами текста. Сплошные тексты (без визуальных изображений)
Несплошные тексты (с визуальными изображениями)
Организация обучения смысловому чтению и работы с текстом учащихся начальной школы Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:
Проблемно-поисковый способ предполагает выделение в тексте проблемы, её обсуждение. Для понимания текста нужно не просто выделить в нём смысловые части, но и разрешить смысловые трудности – проблемные ситуации. Проблемная текстовая ситуация (наряду с вопросом и задачей) является одним из источников мышления. Разрешение проблемных текстовых ситуаций ведёт к пониманию текста. Исследуя понимание в связи с решением задач (проблемных ситуаций), можно считать, что основным способом, позволяющим добиться лучшего понимания текста, является постановка вопроса (или вообще задания) – поиск ответа. Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Этот метод предполагает обдумывание произведения, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. В диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое потребление литературы, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Хотя вопросы к обсуждению книги обычно ставят взрослые, но решение их вырабатывается, проверяется и формулируется в процессе взаимодействия всех участников. Моделирование и рисунок помогают учащимся представить место действия, образы действующих лиц и т.д. Эти методы развивают воображение учащихся, дают им возможность пофантазировать. Творческая работа нравится детям, им всегда интересно её выполнять. Перевод текста в серию рисунков позволяет детям научиться удерживать сюжетную линию текста. Сущность понимания информации, содержащейся в тексте, состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание прочитанного — непременное условие эффективного чтения. Основные приемы осмысления текста:
Виды работ над текстом
Составление плана.
Предлагая детям пересказать какой-либо текст, следует подумать о цели такой деятельности. С точки зрения ребенка, пересказывать текст ''просто так'' бессмысленно. Можно предложить обучающимся представить, что сказку они хотят рассказать своим младшим братьям и сестрам, а понравившийся рассказ надо посоветовать прочитать товарищу или поделиться впечатлением о прочитанном произведении с мамой и бабушкой. Выделяют несколько типов пересказа: - подробный; - близкий к тексту; - выборочный; - краткий; - творческий.
Одна из главных задач при обучении смысловому чтению состоит в том, чтобы сформировать приемы понимания текста, которые ребенок сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст. Это позволит растить Читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью. При чтении любого текста необходимо обращать внимание на использование приемов работы с книгой.
Достоинства плана перед другими формами записей:
Виды планов:
Требования к формулировке пунктов плана:
Работа над планом.
Как составить конспект?
Существуют и другие способы и формы работы с книгой. Например,
Одним из основных приемов понимания текста является самостоятельная постановка вопросов учащимися и поиск ответов на них. Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, пробелы, стремясь их заполнить. Типы вопросов для осмысления текста:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены