РАЗРАБОТКИ
|
Ценности русской народной культуры в контексте урока музыкиКонкретизируем, прежде всего, взаимосвязанные понятия «ценность» и «культура». Ценность-социально-одобряемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба, как правило, не подвергаются сомнению. Ценности также могут трактоваться как общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Культура-социально-прогрессивная творческая деятельность, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом. Отсюда следует, что ценности русской народной культуры-одобряемые большинством людей духовные и материальные ценности русского народа:
Рассмотрим каждую из названных ценностей подробнее. Певцы русской старины всегда воспевали красоту своей земли, её богатство. А сколько пословиц о Родине: На чужой стороне и веса не красна. Не случайно патриотизм, любовь к Родине, как малой, где ты родился, так и в стране в целом, проходит практически через все формы устного народного творчества: сказки, героический эпос, песни. Эта же идея является центральной и в письменных памятниках, как народных, так и авторских. Она выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости, уклонение от исполнения гражданского долга. Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также честью и достоинством. Любовь к природе Для русского человека любовь к природе основана на осознании тесной взаимосвязи человека и природы. Природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Например у Ключевского читаем о влияние рек на хозяйственную и общественную жизнь славян: «Служа готовыми первобытными дорогами, речными бассейнами своими разносторонними направлениями рассеивали население по своим ветвям». Народ всегда воспевал природу. Это нашло отражение и в детских, и народных песнях. Вряд ли найдется человек ,который не пел сам и не слышал песен, как «Во поле березка стояла», «Калинка». Миролюбие Еще одна ценность русской народной культуры и важнейшая черта народного сознания .Миролюбие понималось на Руси по-разному:
Правдолюбие Правдивость-морально-психологическое качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности; включает принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность перед другими и перед собой. Буквально с момента образования общества люди испытывали чувство чести. Одним из наиболее сильных наказаний для человека является лишение общественным мнением его чести. Трудолюбие Считалось важнейшим качеством человека. Если ребенок с малолетства не приучался к сельскохозяйственным занятиям ,то в дальнейшем он уже не имел к ним «усердствующей способности». Труд составлял основу существования, это не только выработка навыков, умений, но и развитие миропонимания, нравственной закалки, эстетические переживания и ,конечно, физическое развитие и здоровье. Уважительное отношение к старшим. Дети были обязаны во всем слушаться старших. Важным считалось внешнее правило: обязательно полагалось почтительно приветствовать старших при встрече, уступать место и не сидеть в их присутствии, до 17 лет дети должны были во всем слушаться родителей. Подведя итог, можно заметить, что все ценности взаимосвязаны между собой. Если любишь Родину, то будешь бережно относиться к природе. Если миролюбив, то будешь уважительно относиться к старикам. Ценности русской народной культуры получили определенное отражение в школьной программе по музыке. Рассмотрим программу по музыки для общеобразовательных школ Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. 1 класс Просмотрев все темы уроков можно заметить, что главная цель учебника-тетради для 1 класса ввести в многообразный мир музыкальной культуры. Темы ,связанные с русской народной культурой эпизодичны и редки. 2 класс. Во втором классе начинается постепенное приобщение к ценностям русской народной культуры. Вводятся темы:
3 класс В третьем классе приобщение продолжается, но по интенсивности остается на прежнем уровне, причем новые праздники не рассматриваются. 4 класс В четвертом классе идет активное приобщение школьников к ценностям русской народной культуры появляются темы:
У Е. Д. Критской материалы по русской народной культуре проходят через все начальные классы. Постижение народной музыкальной культуры, а также приобщение к ценностям в начальной школе идет по двум направлениям: во –первых, это изучение подлинных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало. Для сравнения: в работе Г. С. Ригиной «Уроки музыки в начальной школе »(для 1 и 2 класса,1979 г.) III и IV четверти целиком посвящены русской народной культуре и Родине. 1 класс
2 класс
Можно сделать вывод, что в советский период русской народной культуре уделялось больше времени. Поэтому можно констатировать некоторое снижение интереса к народной культуре, ее роли в воспитании подрастающего поколения. Наиболее благоприятная ситуация для приобщения к ценностям русской народной культуры создаётся в начальной школе в силу открытости детей всему новому, неизвестному, интересному. Именно поэтому стоит активизировать работу по приобщению именно с младшими школьниками.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены