РАЗРАБОТКИ
|
Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности
Андриянова Елена Викторовна
учитель начальных классов МБОУ гимназии №1 г. Липецка Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД « Я знаю: время растяжимо! Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его…» Р. Рождественский Новые образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры. Моя работа в этом направлении началась с обновления и совершенствования образовательного процесса через применение современных педагогических технологий, формирующих УУД. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
К нам приходят дети с разным уровнем подготовки. Одни и букв еще не знают, а другие уже бегло читают, у большинства наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, испытывающие трудности в общении со сверстниками. Увеличивается количество детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Исходя из этого, организацию учебной деятельности строю на основе системно-деятельностного подхода с использованием современных образовательных технологий, развивая у учащихся универсальные учебные действия – УУД. Основными образовательными технологиями деятельностного типа являются: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений. Технология проблемного диалога позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком открытия знаний. Учащиеся ставят и решают проблемы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это открытие и формулирование нового знания. Слово «диалог» в названии технологии подразумевает, что постановку проблемы и поиск решения учащиеся осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Сначала учитель помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему или вопрос для исследования, вызывая у учащихся интерес к новому материалу, формируя регулятивные УУД. Затем посредством диалога, учитывая разные мнения, учитель организует поиск решения, «открытие» нового знания, формируя коммуникативные УУД. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учащихся затруднение. Это могут быть противоречивые факты, разные точки зрения, столкновение разных мнений учащихся, а также противоречие между житейским представлением ученика и научным фактом. При побуждающем диалоге возможно появление неточных или неверных формулировок учебной проблемы. Нельзя реагировать на них отрицательной оценкой, нужно побуждать репликами: «Кто думает иначе? Кто еще хочет высказаться?» Подводящий к теме диалог. Он не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые пошагово приводят учащихся к формулированию темы урока. Все звенья этой цепочки опираются на уже пройденный материал, а последнее (обобщающее) позволит учащимся сформулировать тему урока. Сообщение темы с мотивирующим приемом. При этом учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес применением «яркого пятна», захватывающего внимание обучающихся: сказка, легенда, случай из жизни, эксперимент и т.д. Таким образом, технология проблемно – диалогического обучения способствует развитию самостоятельности учащихся, активизирует их творческую и познавательную деятельность, формирует универсальные учебные действия. Технология продуктивного чтения ориентирована на формирование типа правильной читательской деятельности и включает в себя три этапа работы с текстом.
Технология продуктивного чтения обеспечивает формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД. А в случае, если анализ текста порождает оценочные суждения – личностные образовательные результаты. Технология оценивания направлена на развитие контрольно – оценочной самостоятельности учащихся. Какие же образовательные результаты обеспечивает технология оценивания?
ЧТО? Все действия! Но отметка за решение задачи. КТО? Ученик + учитель определяют отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему отметку. СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка. Отметка ставится за каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением. ГДЕ? В таблицах образовательных результатов (рабочий журнал учителя, дневник школьника) и в портфолио учащихся. КОГДА? Текущие – по желанию ученика, т.к. в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку, тематические – обязательны (+ право пересдачи) КАК? Отметка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности (необходимый, повышенный и максимальный), с переводом в любой тип отметок. ИТОГовые отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года, а за блок тем, который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи. Достижение указанных в стандарте результатов образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться. «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». И. Гете
Всего комментариев: 1
1
аналитик • 20:00, 26.11.2013
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены