РАЗРАБОТКИ
|
"Обучение младших школьников оптимальному чтению".Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 хутора Первая Синюха муниципального образования Лабинского района "Обучение младших школьников оптимальному чтению" Подготовила: Стеблевская Любовь Георгиевна, учитель начальных классов МОБУ СОШ № 25, хутора Первая Синюха Лабинского района «Пусть слово живое твой разум и душу разбудит, введёт тебя в мир красоты» З.И. Романовская Уважаемые коллеги! Нашим детям жить и работать в XXI веке. Готовиться к этому нужно сегодня. Детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе. У школы нет иного выбора, кроме как адаптации к информационному веку. В начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах обучения. Приоритетная цель начальной школы – развитие личности школьника, научить его учить себя самого, направить процесс на развитие учебной деятельности учащихся. Не ученик приспосабливается к традиционной образовательной системе, а образовательная система адаптируется к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, по- новому используя уже известные формы и рождая новые. Задача школы – обеспечить каждому ученику умение читать, подготовить из ребенка читателя. Чтение - главный общеучебный навык, способствующий общему развитию личности и успешности ребёнка в обучении на всех ступенях школы. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Когда ввели их в тесты, анкеты, протестировали более 2000 учеников - оказалось, что существует фактор, который более других влияет на успеваемость. Этот фактор - скорость чтения. В 5 –11 классах увеличивается объём устных заданий. Ученики затрачивают много времени на чтение, изучение материала. При низкой скорости чтения, они обречены на неуспеваемость. Проведённые в Харьковском пединституте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих – только 4%. Школа подолгу жуёт материал, медленный темп расслабляет ум. Как читать? Вопрос не праздный, хотя, на первый взгляд, может показаться наивным. Велика, мол, мудрость - бери и читай! Но каждый ли грамотный человек действительно умеет « культурно» читать? Читают все, но быстро читать умеют немногие. Оптимальное чтение- чтение в темпе разговорной речи – 120 - 300 слов в минуту вслух и 400 - 450 слов в минут – чтение про себя. Если в 1 классе основное учебное время занимает слушание и чтение вслух, то в дальнейшем по мере овладения быстрым чтением увеличивается доля чтения молча (от 10 - 15% в 1 классе до 80 - 85% в 4 классе). Чтение – это работа. Быстрое чтение - не напряжённый труд, а работа более производительная и эффективная. Во время быстрого чтения мы ведём глазами по тексту от начала до конца. Оно вовлекает в этот процесс сознание и удовлетворяет нашу потребность в ясном понимании прочитанного. При многократном предъявлении информации в скоростном режиме возникает эффект сверхзапоминания, позволяющий человеку за короткое время запомнить большие объёмы информации. Отработка навыка чтения остаётся одним из главных направлений работы на уроках литературного чтения и составляет основную линию преемственности с первого класса. Развитие навыка чтения проходит несколько этапов. Возможны три основных способа чтения. Первый способ - артикуляция или проговаривание вслух того, что читаешь. Скорость такого чтения невелика. Второй способ чтения - чтение про себя, при котором речевой процесс проявляется в форме внутренней речи. Скорость чтения более быстрая. Наиболее совершенный способ чтения – тоже молча, в условиях максимального сжатия внутренней речи. Так читал А.М. Горький, пять тысяч знаков в минуту - такова скорость чтения у инженера Блохина. Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование чтения на уровне слова (чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения про себя. А в 3 – 4 классах – наращивание скорости чтения про себя и овладение рациональными приемами чтения. Особая сложность обучения чтению в русской грамоте заключается в том, что букв в нашем алфавите меньше, чем звуков. Пары твёрдых и мягких согласных обозначаются одной и той же буквой. Например, слова «Маша» и «Миша» начинаются с разных звуков – [м] [м’], но обозначаются одной и той же буквой. При чтении прямого слога происходит переориентировка со звука на букву. Способ чтения прямого слога заключается в том, что мы читаем как бы справа налево: читающий должен сначала посмотреть на гласную букву, затем перевести взгляд на согласную и произнести её твёрдо или мягко. Читаю твёрдо – «на», читаю мягко - «ня». Научить детей механизму чтения прямого слога удаётся легко и быстро. В период обучения грамоте я использую слоговую таблицу (основа Н.А. Зайцева), изменив цвет букв (приложение № 1). Все гласные звуки – красного цвета. Твёрдые согласные звуки – синего цвета, мягкие согласные звуки – зелёные. В таблице склады и слоги размещены по твёрдости – глухости, звонкости- мягкости. С помощью слоговой таблицы можно учить строить сначала звуковую модель слова. Идеальное состояние для чтения - расслабление. Ребёнок устаёт не потому, что работает головой, запоминая, а от неоправданного «напряжения эмоций» - от зажимов. По таблице можно «петь» по горизонтали, Виды работ со слоговой таблицей. Задания:
Произносить прочитанное слово нужно вслух три раза за учителем: сначала так, как пишут его (орфографически), затем так, как говорят (орфоэпически) и третий раз слово произносится чётко, но слитно. Если слово разбивать на слоги, то оно распа-дается и плохо остаётся в памяти. Когда учащиеся научатся составлять слова, они учатся составлять предложения. У начинающего читателя понимание текста отстает от его восприятия, понимание происходит не одновременно с чтением, а следом за ним. Именно поэтому в процессе чтения учащиеся часто опираются на смысловые догадки. Упражнение «Собери предложение» исключает чтение по догадке. Быстрое чтение- это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Академик Н.П. Бехтерева считает: «Сложная мыслительная работа, решение нестандартных задач и творчество стимулируют работу во многих зонах мозга. «Когда происходит подобная «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу и живёт полноценной жизнью». Семь золотых правил быстрого чтения.
Регрессии при чтении. + + + + + + + Повторно читаемый участок строки При чтении с регрессиями глаза совершают движение назад, хотя никакой необ-ходимости нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то ученик дважды прочитывает текст. Этот недостаток самый распространённый. Правило: глаза бегут легко и свободно только вперёд. Текст любой трудности я читаю только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно ещё раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость. Второе правило быстрого чтения - читать по интегральному алгоритму чтения. Третье правило быстрого чтения - всегда выделять доминанту.
Упражнение 2: развитие смысловой догадки (антиципации). Прочитайте текст,вставляя пропущенные слова. Внимание! Включите секундомер. Начали: Четвёртое правило быстрого чтения – читать без артикуляции. Упражнение: метод речевых помех. Чтение с одновременным выстукиванием ритма. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатого в трёх пальцах правой руки, по твёрдой поверхности стола ударами в одну точку.
Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равно-мерно скользит вдоль строк. На самом же деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразное движение, останавливаясь только в двух - трёх местах на каждой строке. Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Различие между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимает читающий в момент остановки (фиксации). Анализ исследований специалистов показывает, что для повышения скорости чтения необходимо: уменьшить число фиксаций глаз и их длительность; увеличить число слов, воспринимаемых за одну фиксацию, развить периферическое зрение. Специалистам удалось разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения. Для расширения поля ясного видения используются цифровые таблицы Шульте (приложение № 1). При работе с ними, надо концентрируя взгляд в центре таблицы, увидеть её всю целиком и найти все видимые цифры по порядку за 25 секунд. Каждая та блица представляет собой квадрат 20 х 20 см, разграфлённый на 25 ячеек с вписанными в ячейки в беспо-рядке числами от 1 до 25. Правило: взгляд фиксируется в центре таблицы, горизонтальные движения глаз запрещены. Шестое правило быстрого чтения – постоянно развивать своё внимание и память. Внимание - катализатор чтения. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает. У медленно читающего ученика внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы и интерес к тексту снижается. Поэтому большие части текста читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Умение управлять своим вниманием - важнейшее свойство, которое требуется в процессе освоения техники быстрого чтения. Максимальная концентрация внимания возможна в течение 30 секунд, максимум – 90 секунд. После этого внимание рассредоточивается, и «собрать» его, направить на решаемую в данный момент задачу возможно лишь благодаря определённым усилиям, волевым и физическим. Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения. Для сохранения устойчивости внимания необходима внешняя и внутренняя активность личности, надо постоянно ставить перед собой новые задачи. Внимание сопровождает, направляет и целесообразно организует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Упражнения для развития оперативной памяти. 1. Память на числа. 2. Память на слова, предложения. 3. Объём смысловой памяти. 4. Наглядно-образная память. 5. Тексты зрительных диктантов И.Т. Федоренко. Система предложений С.Н. Лысенковой для развития оперативной памяти. 6. Тренировка памяти. 7. Ассоциация. 8. Фоточтение - способ усваивать информацию со скоростью более одной страницы в секунду. 9. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в определённый период времени, например через несколько часов или дней. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше. Частое обращение к событиям и фактам способствуют закреплению их в памяти, и облегчает восстановление в будущем. Режим повторения учебного материала. 10. По мнению психологов, удалось найти упражнение, блестяще решающее задачу тренировки памяти. Вот оно: запомните: вы забудете, что значит забывать, если будете его выполнять: «Читать ежедневно как можно больше и как можно быстрее». Седьмое правило быстрого чтения – выполнять ежедневно обязательную норму: читать 10-50 страниц любой книги. Специальные звуковые упражнения, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой развивают голосовой аппарат, восстанавливают дыхание, зрение, способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей. Упражнение « Слоги». Упражнения: «Алфавит для заикающихся», «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обними плечи», «Большой маятник», «Повороты головы» и др. Работаю по учебно-методическому комплекту «Начальная школа ХХI века», использую приёмы работы развивающей системы Л.В. Занкова, разрабатываю и успешно применяю технологию основ урока, сберегающего здоровье ученика, технологию группового обучения. К концу 1 четверти 1 класса все учащихся читают любой текст, 60% четвероклас-сников читают в оптимальном темпе – 120 - 170 слов в минуту. Соловьёв Рома – самый читающий ученик в школе, награжден памятным подарком и медалью ЦЛБ (2007 г.). Чуксеев Антон получил грант главы администрации Первосинюхинского сельского поселения (2007 г.). Прибытко Алина, ученица 2 класса, заняла 1 место в школе среди учащихся начальных классов в интеллектуальном марафоне и 12 место в районе(2008г.). Учащиеся активно участвуют в районных конкурсах, выставках, соревнованиях. Григорьева Евгения, ученица 4 класса, награждена грамотой за 2 место в районных соревнованиях по шахматам. Команда учащихся 1 класса заняла 3 место в районных соревнова-ниях «Старты надежд» (2008 г.). Результаты контрольной работы при внешней аттестации в 2006 году составили 100% успеваемости учащихся. Являюсь дипломантом районного конкурса «Учитель года - 2008», победителем районного конкурса «Портфолио учителя начальной школы ХХ I века» (2008 год), победителем номинации «Сельская учительница» (2009 г.); провела мастер- класс по теме «Особенности курса «Литературное чтение» в УМК «Начальная школа XXI века», проходивший в рамках краевых курсов повышения квалификации учителей начальных классов, по теме: «Современные подходы к реализации личностно- ориентированной модели начального образования» (г. Краснодар, 2009 г.). «Кто никуда не плывёт, для тогоне бывает попутного ветра». М.Монтень Библиографический список: 1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. «Учитесь быстро читать».- М., 1991 г. 2. Доминов Э. «Тренировка памяти».- Лениздат, 2007 г. 3. Баннова А.Ф. «Развитие оперативной памяти у младших школьников».- Армавир, 2000 г. 4. Баннова А.Ф. «Обучение младших школьников оптимальному чтению».-Армавир, 2000 г. 5. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок.- Издательство «Учитель», 2007 г. 6. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа ХХ I века». – Вентана - Граф, 2009 г. 7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М., 2004 г. 8. Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.- М., 2007 г.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены