РАЗРАБОТКИ
|
Организация проектной деятельности учащихся.Организация проектной деятельности учащихся.
Эпиграф: Вся наша жизнь - череда различных проектов.
Задача учителя научить ребенка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Ребенок любознателен, то есть ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врожденные исследовательские качества? С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности. В раннем детстве интересно абсолютно все! Но проходит совсем немного времени, и проявляется избирательность -исследуется только то, что в поле зрения вызывает настоящий интерес. Как будто лучом фонарика высвечивается какая-то часть, но внимание надолго не задерживается. Ребенку приходится изучать и исследовать очень много заданного - запланированного разными программами и стандартами. И очень часто на исследование того, что вызывает наибольший интерес, просто нет ни времени, ни сил. И это несмотря на личностно-ориентированный подход в обучении. Исследовательские качества, конечно, совсем не угасают, но переходят, как бы в пассивный багаж. Действенным средством сохранения интереса к исследованиям в начальной школе становится творческое проектирование. Кто-то из великих людей сказал, что «на свете нет ничего интересней людей». И это правда! Здесь тысячи тем для исследований, для выполнения проектов. Исследовать можно поступки и их последствия, человеческие достоинства и недостатки. Меня заинтересовал данный материал, что и послужило выбором темы по самообразованию « Организация проектной деятельности учащихся. Развитие связной, красивой речи и познавательных способностей первоклассников». Современный человек должен быть инициативен, самостоятелен. Он должен уметь находить и анализировать информацию: уметь выбирать нужное, делать вывод и использовать полученные сведения и умения. То есть ему должны быть свойственны такие качества, как ответственность и продуктивность. Кроме того, он должен уметь приспосабливаться к изменениям в социальной среде, адаптироваться к ним. Короче говоря, необходимо формировать социально значимые качества. Одним из путей решения этой проблемы я считаю - использование технологии метода проектов. Определим, что сейчас понимают под терминами проект, метод проектов. Проект - это замысел, план. Метод - это система приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями. Метод проектов - совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов1. Метод проектов способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформировать задачу, сделать анализ. Интерпретировать результат). Процесс работы над проектом способствует воспитанию у школьников значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация). Участие в проектировании развивает как исследовательские так личностные и социальные качества школьника. Задачи воспитания и развития этого метода могут быть важнее образовательных, ведь недаром говорят, что процесс важнее результата2. 2.Теоретическая часть. 2.1. История создания метода проектов. 2.2. Метод проектов в наши дни. 2.3. Зачем современному школьнику необходимо владеть проектированием? 3.Система работы по опыту. Главной целью своей работы « Организация проектной деятельности учащихся. Развитие связной, красивой речи и познавательных способностей учащихся.» считаю расширение возможностей самообразования в процессе практического применения знаний, создание условий для расширения познавательных интересов учащихся, научить самостоятельно добывать знания, которые помогут преодолеть затруднения (при различных жизненных ситуациях), и как следствие - повышение мотивации учащихся. В основные задачи развития общеучебных умений в ходе проектной деятельности, я выделяю: 1.Развитие рефлексивных умений: осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; ответить на вопрос «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?». Мои первоклассники задавали мне множество вопросов об окружающем мире и этих «почемучкиных» вопросов с каждым днем становилось все больше. Тогда мне пришлось обратиться за помощью к самим ребятам, чтобы они самостоятельно искали ответы на вопросы одноклассников, стремились наблюдать и экспериментировать. Так возникла идея создания детективного агентства «Колобок». Мы придумали эмблему и девиз нашего агентства. Девиз: «Хоть мы и маленькие, но у нас все по-настоящему». С первых дней работы агентства я учила своих первоклассников, как и откуда можно получить информацию. Это и вопросы самому себе, спросить у взрослого, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и др. При этом очень важно для меня было научить каждого ребенка с уважением относиться к окружающим, не ущемляя его прав, его индивидуальности, чтобы ребенок не закрылся для свободного общения. Продумала: кто из ребят, чем будет заниматься, учитывая их желания. Вначале я старалась сама подбирать необходимый материал по теме проекта, а затем посильную помощь стали оказывать родители, которым я объяснила цель исследований и их результативность. Выбрав тему, мы с детьми учились, как надо собирать всю доступную информацию и обрабатывать ее так, как это делают ученые. Вот вам и «наука в цветочек»! Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о том, как зимует медведь и правда ли, что он сосет зимой лапу? Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Собранные сведения тяжело первоклассникам удержать в голове или записать, т.к. нет навыка письма. И здесь на помощь пришли родители. Они совместно с детьми делали подбор литературы, читали статьи, обсуждали проблемы, поднятые на уроках. После долгой и кропотливой работы над проектом, моим первоклассникам предстояло защитить свой проект. На всех этапах работы над проектом, я четко осознавала, что основной ожидаемый мною результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. А на практике выяснилось, что имею не один результат, а. по крайней мере, два. Первым можно считать то, что создал ребенок - проект, отчет. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата были хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. Работая над проектами, учащиеся знакомились с разнообразием окружающего мира, получали представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учились самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формировалась ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению наук. Следовательно, важной задачей для меня является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение строила на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности. Работу над проектом проводила по 3 этапам:
Приложение №1 В результате проектной деятельности оформила два документа: отчет о деятельности учащихся и о деятельности учителя. И в том, и в другом находят отражение все этапы деятельности, начиная с определения темы и формирования группы. Обозначила конкретную работу каждого участника проекта, так как оценивается вся деятельность. Кроме того, указала цели и задачи работы, описывала результаты, уточняла, что получилось хорошо, а на что надо обратить внимание в последующей работе. Итоговая работа школьников, как правило, иллюстрировалась рисунками и фотографиями, созданием презентаций. Многие проекты могут в последующем исполнять роль дополнительного материала на уроках. Во 2 классе мы с детьми продолжили работу по созданию проектов. Результатом работы стало участие троих моих учеников в первой районной учебно-исследовательской конференции младших школьников, в которой заняли призовые места. Приложение №4 Обязанность учителя состоит в том, чтобы постоянно укреплять и развивать умственные способности ученика такими упражнениями, которые бы соответствовали размерам его наличных сил и с течением времени становились бы постоянно трудными и более сложными. Одним из этапов работы по проектной деятельности стало включение в уроки проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций. Таким образом, я стала подавать один из главных атрибутов учебного проекта — проблему, но не просто как информацию, а как реалию жизни вместе с личностным отношением к ней, с пониманием, что проблема важна, требует внимания, рассмотрения и поиска ее разрешения. Своей позицией я даю понять, что готова поддерживать ребят в их деятельности по поиску решения проблемы. Ученикам становится очевидным, что эта проблема очень важна, что ее разрешение остро необходимо. А главное, ребята могут ее решить, если постараются, организуются вместе. Возможно - нужно подумать сообща, обследовать, исследовать, разузнать, вспомнить, проанализировать, опросить и протестировать. В общем, безусловно, они получат определенный результат, если немедленно начнут действовать. Так «взводится» та пружина, которая должна своей потенциальной энергией «раскрутить» самоорганизующуюся, самоцеленаправленную, самодвижущуюся полезную работу самостоятельной активности учеников, дающую ожидаемые от работы над проектом результаты. Для успешного проблемного обучения я стараюсь создать следующие условия:
Таким образом, мои ученики на уроке становятся в позицию субъекта своего обучения. И как результат у них появляются новые знания, способы работы с материалом. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески добывают и применяют знания. Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому я стала проводить по такой структуре уроки по всем предметам. 4. Выводы. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить. Обучаясь по данной технологии, у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях. Положительная динамика наблюдается и в развитии уровня мотивации к учению. Универсальность проблемного метода обучения заключается в том, что его могут применять на уроках различных дисциплин как учителя начальных классов, так и учителя средней школы. Библиография: 1. Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», Москва, «Аркти», 2005 г.
Этапы деятельности учителя и учеников. 1. Определение темы.Мотивация,целеполагание,получение базовых данных;формирование
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены