РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Педагогическая диагностика в работе классного руководителя»

Тема: «Педагогическая диагностика в работе классного руководителя»
КГБКСОУ СКШИ №11 р.п.Ванино
Подготовила Шишканова Снежана Егоровна
Учитель начальных классов
 
"В работе с детьми педагогу – практику необходимо уметь прослеживать социально – психологические изменения в группе, формирование отношений детей; ценностные приобретения и характерологические продвижения. Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, он должен уметь регулярно производить анализ воспитательных результатов, как всякий деятельный субъект, сопоставляющий полученный продукт с целью деятельности”.
Щуркова Н.Е.


К сожалению, в школьной практике диагностика пока не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса. Это неизбежно ведёт не только к поверхностному знанию детей, но и к усреднённости всех педагогических требований и установок, к стандартизации обучения и воспитания при все возрастающем индивидуальном своеобразии современных школьников. Вот почему часто учителя бывают недовольны своими учениками, а те, в свою очередь, – школой.

Но ещё К.Д. Ушинский утверждал: чтобы воспитывать личность во всех отношениях, надо знать её во всех отношениях. Добавим, надо знать во всех отношениях также и воспитателей, их воспитанность профессиональную подготовленность, а также педагогическую культуру родителей, возможности и особенности детского коллектива, положительные и отрицательные влияния на детей в микрорайоне школы, городе.

Один из основных объектов диагностики учебного процесса, который определён в документах по реформе школы и отражен в существующих исследованиях по дидактике – это воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием детей, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим.
Слово "диагностика” нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к врачу: он ставит диагноз, прежде чем лечить. Диагностику производит и авто слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.

Диагностика – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.
Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания. Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: "изготовление” выпускника можно сравнить с изготовлением любого промышленного продукта, как это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии.

Рассматривать работу любого воспитателя с позиций технологии – значит, выделить в его деятельности алгоритм, т.е. последовательные этапы, составляющие цикл работы:

1. Изучение учеников и постановка конкретных задач воспитания.
2. Планирование работы.
3. Реализация плана (выполнение работы).
4. Анализ и оценка результатов работы.
5. Далее ставятся новые задачи, если решены прежние.

Конечно, большинство из нас не работает, строго следуя этому алгоритму, но в начале года или полугодия мы все вынуждены задумываться над вопросами типа: что уже сделано вместе с учениками, и что делать дальше. При этом чаще мы думаем о внеурочных делах, походах, экскурсиях, вечерах и значительно реже о том, какими наши ученики были, какими стали и какими мы хотим их видеть. Вероятно, многие думают, что это и так ясно, что учитель, ежедневно общаясь, и без того знает своих учеников. Однако, это не всегда соответствует действительности.

Нередко учителю кажется, что у него хорошие отношения с детьми, что все он делает правильно. А в то же время ученики удовлетворены отношениями с учителем и хотели бы большего понимания, более неформальных отношений или чтобы уроки проводились по-другому. Очень много ошибок на уроках и неудач в воспитательной работе происходит оттого, что учитель не знает своих учеников.
Итак, рассмотрим, что стоит за понятием диагностика.
Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня (например, воспитанности). В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.
Диагноз – распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и даже как определение состояния конкретного объекта (группы, воспитанника, семьи, конкретного лица).
Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.
Диагностика (от греч. "диа” – прозрачный и "гнозис” – знание) – Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)
Значение диагностики в области развития, в воспитательной системе аналогично значению хорошо поставленного "прояснения” характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития – чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

Задачи диагностики:

1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.
2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.
3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.
4. Определение перспектив развития свойства (качества).
5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.
6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).
7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.
8. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

Перечисленные задачи являются общими для педагогической диагностики.
Сущность педагогической диагностики – изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать, какими методами пользоваться, где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности. При каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс, каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся – самопознанию.
Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).
Диагностика строится на материалистическом понимании связей человека с окружающей средой. Личность сознательно или бессознательно адаптирует к социальной среде, к условиям жизни и воспитательным требованиям. Этот процесс принято называть приспособлением. Но существует сознательное изменение себя и обстоятельств. Чем выше уровень общественного развития, тем теснее связь индивида с обществом, тем активнее его воздействие на историю, на социальный прогресс.
Педагогическая диагностика осуществляется в процессе обучения и воспитания. В большинстве случаев педагоги думают, что они знают своих учащихся, что никакого специального изучения не требуется. Но когда эти знания подвергаются глубокому анализу, то оказывается, что они поверхностны и неадекватны. Учителя и воспитатели часто судят о своих воспитанниках по ранее сложившимся впечатлениям, по тем ситуациям, которые прежде возникали. Иногда некоторых школьников несправедливо относят к категории трудных, а действительно исправившийся трудный подросток еще долго ощущает настороженное отношение к себе своих учителей.

В результате через диагностику я могу установить как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим я выявляю 3 типа диагностики в работе классного руководителя:

1) начальная;
2) корректирующая ( текущая);
3) обобщающая (итоговая)

1) Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определились воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти или по году, я, как классный руководитель изучаю уровень воспитанности ученика.
Выявилось 3 основных варианта начальной диагностики:
а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся;
б) когда коллектив неновый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом;
в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.
При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.
Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает мне быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает мне принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

3) в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течении следующего учебного года ( это мне еще предстоит сделать).

Я считаю, что педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции:

1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания
2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем
3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.

Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:

  • результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);
  • результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;
  • результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)

Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат:

• уровень знаний учеников
• степень социального и психологического развития, что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.

Использование классным руководителем психолого-педагогической диагностики предполагает четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь такой
диагностикой, классный руководитель должен ответить на следующие вопросы:

  • Что я хочу получить в результате диагностики?
  • Как я буду работать с полученным материалом?
  • Что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

2. Предмет и методы диагностики.

В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, я должна хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие учителя считают, что они и так знают детей, «на глазок», без особых методик, но для оптимизации работы требуется все же более профессиональный подход.
Итак, я считаю, что содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:

  • демографические данные об ученике и его семье;
  • данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
  • познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);
  • эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;
  • направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция)
  • поведение, поступки учащихся.

Кроме того, я изучаю и класс в целом, как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.
Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает большой арсенал методов диагностик классному руководителю, однако, я считаю, что ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведу наиболее приемлемые для практического применения методы диагностики.

1.Общие методы изучения коллектива и личности

Информационно-констатирующие
Оценочные (рейтинг)
Анкета Интервью Беседа Анкета-комментарий Компетентный судья Экспертные оценки Независимые перекрестные характеристики

Ранжирование Оценка Самооценка

2. Продуктивные методы изучения личности

Изучение творчества учеников Тесты личностные, тесты ситуации

3. Действенно-поведенческие методы изучения личности

Наблюдение непосредственное, опосредованное
включенное и другое Дискуссия Социометрические методы Анализ взаимодействия Ситуации естественные, искусственные Установление референтности личности в коллективе

Какие методы я использую в начальной диагностике при планировании воспитательной работы в классе. Самая большая и популярная группа этих методов – опросы. Они широко представлены в педагогической литературе, с их помощью я выявляю ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.

В качестве примера предлагаю некоторые вопросы, диагностирующие ценностную ориентацию учеников 4 класса.
1) Что тебе нравится в школе, что не нравится?
2) Кто побуждает тебя учиться лучше (мать, отец, бабушка, сам(а) хочу учиться)
3) Какое время дня для тебя приятнее (утро, день, вечер)?
4) По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?

Также я использую метод наблюдения. Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения ( какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает мне возможность видеть ученика в естественных условиях.
Метод беседы - более гибкий, чем опрос, способ изучения учащихся. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаю в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка.

Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер ( а не «Любишь ли ты смотреть телевизор?»)
Я считаю, что не следует путать диагностическую беседу с воспитательной. Следует избегать грубых поучений, нужно внимательно, уважительно относиться к ученику, ученик же должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь. Результаты беседы я в краткой форме записываю.

Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые ( свободный ответ формулирует ученик) и закрытые ( нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние. Вот пример анкеты «Общение» ученикам предлагается отметить не ответы, которые отражают их общение.

1. Есть ли у тебя трудности в общении?

а) со сверстниками
б) с учителями
в) с родителями
г) с другими членами семьи
д) с друзьями во дворе
е) для свободного ответа


2. Если есть, то в чем они заключаются?

  • а) мало или нет друзей
  • б) обижают, дразнят;
  • в) воруют вещи
  • г) бьют
  • д) не понимают моего внутреннего мира
  • е) нет общих интересов
  • ж) заставляют что-либо делать
  • з) держат в страхе
  • и) мне неинтересно с ними
  • к) требуют только хороших оценок
  • л) не видят моих хороших качеств


3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

  • а) к товарищу по классу
  • б) к товарищу вне класса
  • в) к маме
  • г) к отцу
  • д) к др.родственнику
  • е) к учителю
  • ж) ?

Обработка: сначала содержание листка каждого ученика переносится в таблицу.

Фамилии учеников 1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос
1 Андреев Сверстники Дразнят Товарищи

Далее следует анализ данных: выделение типичного и особенного, объяснение причин.

Метод столкновения взглядов, позиций – позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению проблеме.
Например, «Как поступить?»
Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность»
1. Описываются школьные ситуации:
а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?»
б) ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? И т.д.

2. Обсуждаются возможные варианты. А потом устанавливается правильность ответов.

Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп:
1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам)
2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении)
3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу)
4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)

Методика незаконченного предложения, рассказа, рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
Методики, тесты:
- опросники
- тесты интеллекта, достижений

В качестве примера приведу незаконченные предложения из теста (Ж.Нюттен – А.Б.Орлов) для учеников 5 классов цель которого выявить , как ученики воспринимают школу, учителя, себя в новых условиях. Полученные данные можно обработать свести в таблицу, выделив характерные и единичные ответы. Материал использовать для корректировки собственной работы, внесение изменений в учебно-воспитательный процесс. Я же использовала этот материал для выпуска стенгазеты на тему «Зачем нам учиться?».

Метод социометрического выбора- метод, позволяющий выразить количественно, графически , структуру межличностных отношений в коллективе.
Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода я решила 2 задачи:
1) выявила лидеров и изолированных детей;
2) выявила взаимные симпатии и сплоченность коллектива

3. Организация диагностики.
Итак, я считаю, что проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников.
Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса.
Я же взяла новую методику, которая была разработана сотрудником кафедры педагогики доктором пед.наук Журавлевым (Московский педагогический университет) – диагностическая карта класса. Такую карту я хочу заполнить к концу года в качестве обобщающей диагностики. Она представляет собой таблицу, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа:
по горизонтали – все об одном ученике;
по вертикали - состояние класса по одному показателю.
Всего в таблице 19 колонок, 18 из которых раскрывают параметры характеристики каждого ученика, а последняя предназначена для формулирования главных индивидуальных воспитательных задач.
В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные.
* К демографическим данным относится:
- ФИО (1)
- дата рождения ( 2)
- профессия матери и отца
* К медицинским данным отнесем:
- сведения о заболевании детей
- степень физического развития
* Психологические сведения:
- способности - доминирующие черты характера
- увлечения - специальные умения
- интересы

* Педагогические данные:
- успеваемость
- поведение
- отношение к учению, труду
- положение в классе
- отношения с товарищами
- социальная активность
- внешкольные занятия
- профессиональные умения

Для получения данных используется комплекс методов:

- разовый письменный опрос
- беседы
- анализ документов и работ учеников
- наблюдение
- социометрические и проективные ( тесты) методики
- анкеты

Пакет школьных методик

Это, прежде всего, целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровне их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности и качествах личности: наблюдение (целенаправленное, с фиксацией количественных характеристик в тетради классного руководителя); беседа (с постановкой цели – как изучения, так и воспитательного воздействия); опросники, интервью, анкеты, тесты (цель их – не только выявление определённых качеств личности и индивидуальности каждого воспитанника, общественного мнения и отношений учащихся к чему–либо, но и сбор содержательного материала для раз¬личных форм воспитательной работы). К примеру, простейший опрос на тему «Что я люблю и что я ненавижу» позволит классному руководителю увидеть своеобразие внутреннего мира и душевного состояния учащихся, их «непохожесть» и определить характер индивидуального воздействия.
Школьники с удовольствием принимают участие в тестировании. К примеру, тест «Кто я» даёт возможность учащимся (да и педагогу) изучить себя по нескольким параметрам: экстраверт – интраверт, циклотомик – шизотомик, сома–тоник – церебротоник – висцеротоник, сила «Я» – слабость «Я» (степень эмоциональной устойчивости), общительность – лидерство – конформизм, женст¬венность – мужественность, лживость – правдивость (корректурная шкала). Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку опреде¬лённой стратегии и тактики самовоспитания, содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга. Например, такие тесты, как «Стратегический, оперативный и тактический жизненный ана¬лиз» и «Что Вы за птица?». Последний содержит рекомендации–упражнения для различных типов характеров по развитию позитивных качеств и устранению нега¬тивных. Есть специальные подборки тестов для школьников. Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс классному руководителю дают следующие методики:
• Недописанного тезиса (предложения, рассказа, сочинения...). Например, «Хорошая жизнь – это...»; «Принципиальный человек всегда...»; «Чтобы иметь друзей, надо...»; «Нельзя позволять унижать себя, ибо...»; «Когда я вижу не¬достатки человека, то я...»; «Я не согласен с тем, что гово¬рят, будто...» и др.
• «Тезис и мнение по нему». Например, «Гордый человек – это всегда скромный человек»; «Чтобы воспитать счастливого человека, надо «приготовлять его не для счастья, а к тру¬ду жизни» (К.Д.Ушинский); «Горе – учитель мудрых» и др.
• «Альтернативный тезис» типа: «Дисциплина – это свобода. Дисциплина – это неволя»; «Друзей должно быть очень много. Друзей должно быть мало (один–два), но верных»; «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга» и др.
• «Метод ранжирования» (расстановки в порядке очерёдности по степени личностной значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, весёлый, гуманный, це¬леустремлённый, здоровый, великодушный, красивый, муже¬ственный и т.д.
• «Цветограмма» (раскрашивание дней недели, часов дня и пр. соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет воспитателю, классному руководителю не только знать, но и корректировать с помощью определённых воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.
• «Метод обобщения независимых характеристик» помогает «высветить» разные грани личности воспитанников, когда их характеризуют различные люди – родители, сверстники (активисты, друзья, любящие, а также не уважающие их одноклассники), учителя, просто знакомые. С ис¬пользованием этого метода нередко происходит как бы «акт открытия человека». Недаром ещё Лихтенберг высказал интересную мысль: «Постоянно оказывается, что так называемые «дурные люди» от более основательного их изучения выигрывают, а «хорошие» – теряют».
• «Социометрическое изучение межличностных отношений в классном коллективе» при периодическом повторении его (как минимум два раза в год) позволяет классному руководителю узнать многое о классе в целом и о каждом ученике в отдельности: кто из учащихся лидер, «звезда»; есть ли предпочитаемые, принятые и, наоборот, изолированные («изгои»); кто кого предпочитает в свободном вы¬боре вне классного коллектива; каковы отношения между девочками и мальчиками; какие группировки в классе и каковы их взаимоотношения; сколь сплочённым является коллектив; каков его воспитательный потенциал (в зависимости от того, кто в лидерах и предпочитаемых). В ре¬зультате выясняется: как лучше строить в классе отношения «ответственной зависимости»; распределять ответ¬ственность за определённые поручения; комплектовать группы для выполнения определённых классных дел; организовать группы взаимопомощи; рациональнее рассадить учащихся в классе для учебной работы и т.д.
Помимо этого, возможно исполь¬зование специальных психологических, педагогических, этических игр для изучения и воспитания учащихся. Например, этическое «буриме», «дружеские объявления» («Я... ищу друга, который был бы...»), игра «Я подарю тебе... потому что...» (по цепочке проходят все уча¬щиеся класса) и др.

1. Методы диагностики учащихся и материалы к воспитательным занятиям.

Незаконченные предложения ( Ж.Нюттен- А.Б.Орлов)

1. Я думаю, что хороший – это тот, кто…
2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…
3. Больше всего я люблю, когда учитель…
4. Больше всего я не люблю, когда учитель…
5. Больше всего мне нравится школа за то, что…
6. Я не люблю школу за то, что …
7. Мне радостно, когда в школе…
8. Я боюсь, когда в школе…
9. Я не хотел бы, чтобы в школе…
10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
11. Если я невнимателен на уроке, я …
12. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
13. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я …
14. Я всегда могу проверить, правильно ли я…
15. Я никогда не могу определить, правильно ли я…
16. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я …
17. Мне всегда интересно, когда на уроке…
18. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…


Примеры проективных тестов

1. Представь, что перед вами картина: ученик сидит дома за столом, перед ним книги, тетради… Художник не изобразил лица ученика, дорисуй его словесно, укажи, о чем может думать ученик, что он чувствует.
2. Продолжи несколькими фразами: « Звенит звонок, ученики садятся по местам, входит учитель и …»
3. Продолжи несколькими фразами: «Наступило воскресенье. Вся семья, как это часто бывает, занялась…»
4. Закончи предложение: « В прошедшую неделю я удовлетворен тем, что…»
5. Закончи предложение: «В последние дни меня огорчило…»
6. Представь, что ты мама. Твой десятилетний ребенок спрашивает: «Правда ли, что папа давно получил незаконным путем много денег и понес за это наказание?» ( Предполагается, что это было) Что ты ответишь?
7. Приятель предложил Вите пойти на вечеринку, где можно покурить «травку» и вообще… «Не стесняйся, будь проще», - добавил он. Витя ответил…


( Взято из книги В.В.Веселовой «Билет в будущее»)

Литература
1. В.В.Воронов .Технология воспитания. М., «Школьная пресса», 2000
2. Н.И.Дереклеева. Классный руководитель. Основные направления деятельности. М., «Вербум-М», 2001
3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., ЦГЛ «Народное образование», 2002
4. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. М., 1988
5. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены