РАЗРАБОТКИ
|
Поиск путей ненасильственного разрешения конфликтов
ПОИСК ПУТЕЙ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Иванова Надежда Валентиновна, учитель английского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Красноярска раб. тел.: (391)2-24-75-60, 2-24-72-70; e-mail: nade-ivanova@yandex.ru 1. ВСТУПЛЕНИЕ Если в коллективе детей существуют отношения сотрудничества, общения, са-моутверждения и отсутствуют предубеждения, в нём созданы условия для нена-сильственного решения конфликтов. Кэтрин Дэнхардт, доктор философии, Патрисия Портер и Кэти Вайн из универ-ситета штата Делавэр, США, разработали Программу поиска путей ненасильст-венного разрешения конфликтов. Цель программы: научить детей решать свои собственные конфликты в нена-сильственной, конструктивной манере. Автор познакомилась с программой в 1999 году на семинаре по повышению квалификации при Университете штата Делавэр в городе Неварк. Вашему вниманию представлен перевод отдельных материалов программы, ко-торые могут быть полезны воспитателям, детским психологам, классным руко-водителям и учителям-предметникам. Интерес представляют практические заня-тия, позволяющие научить детей решать конфликты ненасильственным путём. 2. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОЗДАНИЮ БЕСКОНФЛИКТНОЙ СРЕДЫ 2.1. Сотрудничество способствует укреплению и развитию, как личности, так и коллектива в целом. Дети: уступают свою очередь другим; просят о помощи у детей, а не у взрослого; делятся материалами, информацией друг с другом; охотно работают с теми учащимися, с которыми обычно не любят работать; умеют похвалить других словесно и иными средствами; охотно выслушивают других, прежде чем высказаться самим; доводят совместную работу до конца. Строительство машины Цели: Совместная экспериментальная работа и творческое самовыражение детей. Этапы работы: Строительство машины. Сначала продемонстрируйте “живую” машину. Например: Стиральную машину могут сделать два человека с вытянутыми руками. Третий будет двигателем. Один или два человека изображают белье, двигающееся внутри. После демонстрации предложите группам из 4-5 человек создать свою собст-венную машину. Им следует подумать над следующими вопросами: 1. Какую машину вы хотите построить? 2. Можно ли вашей группе построить ее? 3. Каковы части у этой машины? 4. Какой частью хотел бы ты быть? Каждая группа отрабатывает свою машину в действии, затем демонстрирует ее классу. По окончании демонстрации остальные угадывают название машины. Обсуждение: 1. Как вы решили, какую машину делать? 2. Как группа распределяла роли? 3. Тебе понравилась или нет та роль, что ты играл? 4. Почему? 5. Что бы ты изменил в вашей работе? 6. Что тебе понравилось в работе? 2.2. Коммуникация поможет найти главную причину конфликта. У детей выра-батывается определённое поведение: выражают свои положительные чувства с помощью “Я - сообщений”; конструктивно описывают свое поведение и других людей или проблемы; выслушивают других, прежде чем высказаться самим; говорят уверенным голосом; не избегают прямого зрительного контакта (глаза в глаза). Умение и неумение слушать Цели: Различать хорошее и плохое умение слушать. Материалы: Маркеры, ватман, липкая лента. Этапы работы: Хорошее и плохое умение слушать: Предложите ребёнку выйти вперед и рассказать о недавно просмотренном фильме. Демонстрируйте свое невнимание: смотрите в сторону, перебивайте, смотрите на часы, выражайте скучающий вид, смейтесь в неподходящий мо-мент. Покажите умение слушать с другим ребёнком: смотрите глаза в глаза; кивайте и улыбайтесь собеседнику в подходящий момент; не перебивайте, задавайте во-просы, которые нужны для вашего понимания; повторяйте, что вы слышите, по-казывая, что понимаете. Обсуждение всего занятия: Что может случиться, когда вы не слушаете кого-то? Как вы можете показать, что вы слушаете? Как вы чувствуете, когда кто-то слушает (не слушает) вас? Книга обо мне Цели: Дать учащимся возможность творчески выразить себя. Продолжить про-цесс формирования детского коллектива. Материалы: картон, бумага, маркеры, цветные карандаши. Этапы работы: Странички о себе: хобби, любимый спорт, животное, еда, семья. Дизайн обложки. Обсуждение: Почему ты решил рассказать группе именно об этом? 2.3. Творческий подход к решению конфликтов: научившись работать вместе, дети умеют эффективно общаться, поддерживать и уважать друг друга, способны решать проблемы совместно: видят цели и потребности друг друга, распознают проблемы других людей, ищут пути творческого решения проблем методом мозгового штурма, оценивают альтернативы, приходить к общему решению и выполнять его. Конфликт-мультфильм Цель: учить детей видеть процесс конфликта изнутри. Материалы: листки с мультфильмом, карандаши. Этапы работы: Изображение путей разрешения конфликта в рисунках (индивидуально, в парах). Демонстрация рисунков. Обсуждение: Что, по - твоему, испытывал каждый персонаж? Кто выиграл (проиграл) и почему? Были ли у тебя проблемы в процессе решения конфликта? Какие? 2.4. Умение бороться с предубеждениями развивает у детей умение ценить раз-личия в людях: экономическое, культурное, по половому признаку. При этом дети демонстрируют следующие умения: умение ценить отличия людей друг от друга, способность находить сходство между собой и другими людьми, гордость за свою индивидуальность и уважение отличий других людей. Зомби Цель: Учить детей видеть в различиях положительные аспекты. Материалы: Звонок / свисток, мелки или маркеры, ватман. Этапы работы: Дети - зомби должны двигаться медленно и выполнять одинаковые движения (стоять, сидеть, точить карандаш…) Только эти (например, пять) движений могут делать зомби. Учитель – патруль зомби – как только заметит иное движение, сви-стит, и все зомби замирают на 15 секунд. Обсуждение. Как ты ощущал себя в роли зомби? Какие чувства вызывала у тебя необходимость выполнять одинаковые дейст-вия? Интереснее ли жизнь, когда можно делать разные действия и по – разному? 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Представленные в данной статье занятия – лишь часть психологических тре-нингов, разработанных авторами программы. Использование их на уроках и во внеурочной деятельности будет способствовать самопознанию и самоутвержде-нию детей. Обучение в сотрудничестве будет способствовать снижению уровня конфликтности и тревожности в детском коллективе. Благодарность: Исследования по данному вопросу стали возможны благодаря поддержке Про-граммы признания учителей, финансируемой Бюро вопросов образования и куль-туры при Информационном агентстве Соединённых Штатов Америки, под эгидой Акта Фулбрайта-Гейса 1961 года, под управлением Американских Советов по международному образованию. Мнения, высказанные автором в данной статье, являются её личными и не выражают точку зрения Информационного Агентства и Американских Советов.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Популярные разработки
Презентация к урокам алгебры "Функция у=x^n" 9 класс Разговоры о важном «День матери» Презентация к уроку литературы "Изучение повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»" 10 класс Разговоры о важном «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка)» Учимся решать задачи "Парообразование и конденсация" Физика - 8 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены