РАЗРАБОТКИ
|
Применение импровизации на уроках музыки как арт-терапевтического приема.
Применение импровизации на уроках музыки как арт-терапевтического приема.
В настоящее время широкое общественное обсуждение получил новый законопроект об образовании. Учителя, ученики, родители, общественность решают вместе какой быть новой школе, школе XXI века. Среди многих проблем возникающих перед школьным образованием, важнейшим является сохранение и укрепление здоровья школьников, как физического, так и психического. В этом направлении урок музыки представляет собой определенную ценность, так как обладает силой арт-терапевтического воздействия. Подтверждение эффективности арт-терапевтических методов в лечении и коррекции мы находим во многих работах по музыкотерапии (Л.С. Брусиловский, В.И. Петрушин, И.М. Гринева и др.), вокалотерапии (С.В. Шушарджан). Среди разнообразных музыкотерапевтических приемов особый интерес вызывает метод импровизации, применяемый и на уроках музыки в школе. Музыкальная импровизация – одна из форм продуктивной художественной деятельности. Импровизация способствует развитию музыкально – творческих способностей. Под музыкально – творческой деятельностью понимается детское импровизационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направлено на раскрытие творческих способностей ребенка. В результате этой деятельности усилиями детей создается творческий продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических движений или инструментального сопровождения музыкальных произведений. В музыкальной педагогике существует мнение, что развитию детского творчества способствует в первую очередь музыкально-ритмические движения. Теоретическую основу данного мнения составляет двигательная природа детского воображения, отмеченная в исследованиях Л.С. Выготского. В музыкально-ритмической деятельности детей творчество может быть реализовано в использовании выразительных движений, характерных для пластики определенного персонажа, выборе танцевальных элементов. Ведущим направлением формирования творческих навыков детей в пении является развитие музыкального слуха и фантазии. На первом этапе творчества используются попытки подражать звукам, которые дети не раз слышали. На втором этапе предлагаются вопросы и ответы – диалог в игровой форме. На третьем этапе ребята подводятся учителем к импровизации на заданный текст. На четвертом этапе можно предложить спеть свои сочинения в определенном жанре. Творческое проявление может быть реализовано и в освоении музыкальных инструментов. Поиски детей могут быть направлены на «обследование» звуковых возможностей разных инструментов, выбор инструментов детского оркестра при инструментовке какого-либо произведения. Практический опыт показывает, что к музыкально-творческой деятельности дети проявляют самый большой интерес, так как именно в сочинении каждый ребенок может проявить свои индивидуальные способности, самовыразиться. Чтобы творческий процесс приносил радость, отношение к творчеству ребенка должно основываться на принципе свободы. Но музыкальное импровизирование на уроке можно рассматривать и как метод музыкальной терапии. В настоящее время музыкотерапия стоит на стыке нескольких наук. Она связана с медициной, физиологией, общей и музыкальной психологией, музыкознанием и другими научными сферами. Обращение музыканта – педагога к музыкотерапии расширяет его профессиональную компетентность, позволяет глубже понять смысл процессов, происходящих в психике человека при общении с музыкой. Что же такое музыкотерапия? Музыкальная психотерапия – это арт-терапевтическое направление, использующее музыку и музыкальные инструменты в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а так же для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Методы музыкотерапии широко используются в работе с детьми и подростками. Различают пассивную и активную музыкотерапию. Нас будет интересовать больше активная музыкотерапия, так как именно к ней относится метод импровизации. У этого метода есть ряд преимуществ. При импровизации предлагается возможность делать выбор, что помогает развитию решительности. Импровизация освобождает творческие, глубоко скрытые средства выражения чувств. Импровизация – самый доступный для детей вид музыкального творчества, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния, образы, музыкальные «мысли». Особое место в активной музыкотерапии занимает инструментальная импровизация. Использование на уроке инструментов детского оркестра может стать важнейшим средством диагностики и психокоррекции. Инструментальная импровизация – это творческая игра, позволяющая проникнуть в структуры переживаний и поведения человека. Наблюдая за музыкальной и психологической реакцией, можно оценить отклик и действия ребенка на музыку. Игра на ударных инструментах детям с агрессивной манерой поведения способствует снятию внутреннего напряжения. Импровизация в группе на ударных инструментах может стать основой для здоровой конкуренции между детьми, а та в свою очередь высвобождает скрытые (зажатые) эмоции и стимулирует творческое начало. Групповая инструментальная импровизация использует возможности «живой» музыки как средства коммуникации при работе с детьми с различными нарушениями (различные формы аутизма). Традиции позитивного использования инструментальной импровизации мы находим в педагогической системе «элементарного музицирования» выдающегося немецкого композитора Карла Орфа. Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф использовал импровизацию, игру на простейших ударных инструментах. Применение элементов системы Карла Орфа в музыкально-коррекционной деятельности показывало положительную динамику у детей: повышение психической активности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков. Музыкальное инструментальное импровизирование как психотерапевтический прием мы встречаем в рамках известных психотерапевтических направлений. Это создание «звукового портрета» посредством импровизации в личностно – центрированной терапии Роджерса. Этот психотерапевт один из первых сказал о том, что невроз и связанные с ним психологические трудности обусловлены препятствиями к творческой самореализации. Много исследований в области музыкотерапии было проведено представителями психоаналитической терапии. В рамках этого направления метод свободной импровизации имеет глубокий терапевтический эффект. Американский психолог и педагог Глассер, автор терапии реальностью видел в спонтанной, ничем не ограниченной импровизации возможность реализовать потребность в свободе, благостном мироощущении, так необходимого для формирования у человека внутреннего локус контроля, чтобы стать хозяином своей судьбы. Включить «внутреннюю музыку» на своих сеансах призывает Дж. Морено. Благодаря музыкальным импровизациям человек может выразить свои чувства, о которых трудно говорить, но можно сыграть на инструменте. А другие люди, выслушав его импровизацию, расскажут ему о его чувствах. Различные формы импровизации мы встречаем и в игротерапии, и в сказкотерапии, и танцевальной терапии. Все эти формы нетрадиционной терапии широко используются в образовании. Это связано, в первую очередь, с поиском новых способов для нейтрализации негативных эмоций и хронического утомления, а так же новых методов воздействия и коррекции нарушенных психических и физических состояний. Очевидно, что для продуктивного использования музыкотерапевтических технологий педагог – музыкант должен иметь образование в области музыкотерапии. Кузнецова Светлана Анатольевна. Учитель музыки МБОУ СОШ № 39 х. Трудобеликовского , Красноармейский район, Краснодарский край.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены