РАЗРАБОТКИ
|
Как в школе использовать элементы ТРИЗ-педагогики? Игра «Диалог с компьютером» на уроках.Автор: Чеснокова Алина Владимировна. Как развить креативную личность? Как в школе научить находить выход из любой жизненной задачи? С чего начинается творчество? Многие учителя сталкиваются с вопросами учеников и родителей: «Как и чем ваши уроки помогут ученикам во взрослой жизни?», «Зачем нам изучение данного предмета и материала?», «Что мы развиваем данными работами?». Некоторые педагоги ссылаются на утвержденные программы, часть - не знают, что ответить. Данная статья поможет найти ответы на эти вопросы. Дело в том, что решение изобретательских задач тренирует выработку нескольких решений на один вопрос, развивает творческое мышление, заставляет посмотреть на проблему с разных сторон и найти интересные решения. Дети, часто решающие задачи из ТРИЗ-педагогики легко находят выходы из сложных жизненных ситуаций, связанных, например, с трудоустройством. Игра «диалог с компьютером» подготавливает учащихся к решению творческих задач. Эта игра – 1 этап знакомства с ТРИЗ-педагогикой. Немного из истории: ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г. С. Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Под методами решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности. Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Например, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п. Для развития творческих навыков и креативного мышления учащихся ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес. Одним из элементов внедрения ТРИЗ-педагогики является игра «Диалог с компьютером». В замечательных книгах Анатолия Гина изложен урок с такой игрой. Я использовала его как образец, добавила свои задачи и размышления и использую на уроках физики, алгебры, геометрии. Всем рекомендую. Пример игры на уроке. Игра диалог с компьютером («да-нет»). Цель урока: сформировать умение у учащихся решать задачи-загадки, задавая вопросы. При помощи игры «Диалог с компьютером» можно научить учащихся задавать осмысленные вопросы, слушать и слышать соучеников, систематизировать имеющуюся информацию, связывать разрозненные факты в единую картину. Ход урока. Учитель: «Есть много ценных умений в нашей жизни. От умения застегнуть пуговицу до умения рассчитать траекторию полета космического корабля. Одно из них – умение задать сильный вопрос. Сильный вопрос – это такой вопрос, который приближает нас к ясности и избавляет от необходимости задавать множество других вопросов. Удачно заданный вопрос может помочь следователю быстро раскрыть преступление, бизнесмену открыть удачное дело, врачу поставить правильный диагноз, ученого привести к открытию, журналисту сделаться в одно мгновение известным... Интереснее всего учиться задавать сильные вопросы, играя в игру «Да-нет». Кто из вас знает эту игру? Какие в этой игре правила?» Есть еще два важных правила:
Начинать игру лучше всего с наиболее простых задач. Например, с числовых. Задача 1. Какая самая большая скорость в мире? Ответ дайте в километрах в секунду. Возможен следующий вариант игры: В задаче 2 загадывается объект, имеющий много характеристик, каждая из которых обладает своими особенностями. Для нахождения ответа детям необходимо выяснить основные характеристики задуманного объекта. Как это сделать покажем на примере. Задача 2. Прибор, измеряющий физическую величину. Возможный вариант игры: Ниже еще несколько задач-загадок на определение объекта: Задача 3. Задуман известный ученый физик (или математик). Отгадайте его! Задача 4. Определите подмножество множества целых чисел. Что делать если…
Подведение итогов урока.
Домашнее задание Придумать и записать собственные задачи. Данный урок - это 1 этап знакомства с ТРИЗ-педагикой. Его можно вводить как элемент на уроках или построить весь урок – изучение нового материала на этом. Игра «диалог с компьютером» организовывает вхождение учащихся в ТРИЗ-педагику. Литература:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены