РАЗРАБОТКИ
|
Интеграция и межпредметные связи на уроке сольфеджиоМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 1 им. Г.В.Свиридова»
г. Курск
Современный мир, опирающийся на интегративную основу, требует разностороннего знания, компетентности, умения из потоков информации выбирать нужную и грамотно оперировать ею. Поэтому образование также должно строиться на интегративной основе, вводить человека в новый мир и помогать его освоить. Интеграция предмета сольфеджио с другими общеобразовательными предметами является средством расширения школьного образования, методического обогащения педагога. Интеграция - процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое. Урок сольфеджио в 4 классе на тему «Музыкальные антонимы» построен на интегративной основе. На уроке мы затронули понятие «антонимы» не только в русском языке, но и в музыке. В начале урока звучит песня «На далекой Амазонке», которую исполняют автор – Сергей Никитин и Татьяна Никитина. Этот фрагмент урока - интеграция с литературным чтением. Данный вид работы применяется на этапе знакомства с текстом песни. Для качественного исполнения любого вокального произведения необходимо чувственное восприятие предлагаемого материала. Чтобы детям стало понятно, о чем идет речь в музыкальном произведении, на уроке производится анализ текста. Анализируется каждая строчка. Определяется настроение, которое заложено автором, средства художественной выразительности, используемые в каждом отрывке. Далее идет рассуждение об общем характере музыки. Дети выбирают какими цветами они бы нарисовали мелодию куплета и припева, определяют характер каждого раздела и музыкально-выразительные средства им соответствующие- минор и мажор. Вспоминают и записывают строение мажорной и минорной гаммы. Обсуждаются вопросы: «Можно ли объединить эти понятия в пару? По какому принципу?» Повторяется понятие тональность ( тоника+ лад), формируют две пары тональностей- параллельные и одноименные, выясняют их отличие и сходство. Делают промежуточный вывод- тональности объединяются в пары по принципу противоположности, что соответствует различию в характере музыки куплета и припева. Далее мы слушаем пьесу П. Чайковского «Баба-яга» из цикла «Детский альбом».Преподаватель задает вопросы: »Похожа ли эта музыка на предыдущую? Почему?». Мы разбираем средства музыкальной выразительности и приходим к выводу, что особый характер мелодии во многом определяется сочетанием звуков- интервалами. Значение французского слова «сонанс»- звучать и приставок – «конс»-(объединять, согласовывать) и «дисс» (разъединять, противоречить). Дети складывают два слова «консонанс» и «диссонанс» и объясняют их значение. Находим в пьесе все знакомые интервалы и делим на две противоположные группы по характеру звучания. Консонансы и диссонансы можно назвать музыкальными антонимами. Затем плавно переходим к упражнению из русского языка на определение антонимов, характеризующих характер музыки. Преподаватель говорит: «веселая, плавная, мелодичная и т.д.», дети отвечают: «грустная, печальная и т.д.». Это упражнение помогает детям сделать анализ музыкального произведения, увеличивает словарный запас, расширяет кругозор. Проследив антонимы в музыке и русском языке, дети обнаруживают их присутствие на других предметах: математике- сложение- вычитание, деление- умножение и т.п., хореографии- плавные и резкие движения, рисовании- теплые и холодные тона.Можно найти антонимы и в жизни ( день-ночь, свет- тьма, жизнь-смерть) В интегрированных уроках стирается граница между наукой и искусством. О разрыве связей между предметами, которые изучают дети в школах искусств разговор идет давно. Что же делать с этой проблемой? Как ее решить? Разрабатывая программу по соль-феджио, преподаватель постаралась сократить разрыв между предметами. Конечно, идеальный вариант, когда все предметы по возможности ведет один преподаватель, но это, к сожалению, невозможно. Поэтому, преподаватель постаралась соединить специальность с сольфеджио, музыкальной литературой и хором. Один из видов работы на уроках сольфеджио- анализ музыкальных произведений из репертуара обучающихся. Мы разбираем эпоху, в которой жил композитор, историю написания произведения, музыкальную форму. Дети разбирают строение каждой фразы, мелодическую линию. Это помогает им в работе дома. Ведь главная проблема специалистов, это не секрет, это домашняя подготовка ученика к уроку специальности. Самый оптимальный вариант- это привлечение родителей в работе с детьми. Каждый год преподаватель проводит родительские собрания с открытым уроком по сольфеджио. На уроке дети все задания выполняют, играя на своих инструментах. Результат положительный. Родители видят, что ребенок должен делать дома, используя знания, полученные на уроках сольфеджио. Сольфеджио и музыкальная литература Не секрет, что не так уж много детей посещает с родителями концертные залы, и не так часто родители устраивают просмотры передач по каналу «Культура». В результате уровень музыкального восприятия ребенка может ограничиться просмотром передач для взрослых и слушанием популярной музыки. Поэтому на своих уроках преподаватель использует для про-слушивания, как небольшие пьесы разных композиторов, так и отрывки из симфоний , опер, давая задания: найти знакомые гармонические обороты, сделать гармонический анализ и т.д. соответственно дома. Ребенок будет слушать, найдя в Интернете, необходимое произведение, чтобы выполнить задание и получить отметку. Поверьте, это срабатывает! Другая форма работы - это диктанты. Используя сборник С. Привалова «Сольфеджио на материале музыкальной литературы», можно в разных формах написания приобщать детей к музыке великих композиторов. Сольфеджио и хор Пение хоровых произведений, основанных на полифоническом многоголосии, позволяет детям проследить по тексту движение каждого голоса. Ребенок легче запоминает и воспроизводит на инструменте полифонию, если использует способ поиграть один голос и спеть другой. У композитора Ж. Металлиди, в ее учебниках по сольфеджио - прекрасные произведения, которые можно использовать на занятиях хора. Преподаватель этим пользуются и не без успеха. Ведь точное интонирование- это главная задача сольфеджио, а если ребенок будет петь песню, которую учит на хоре, дома , то проблемы с интонацией исчезнут. Используемая литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены