РАЗРАБОТКИ
|
Развитие речи учащихся
Развитие речи учащихся – проблема общепедагогическая.
(Из выступления руководителя ШМО учителей русского языка и литературы МОУ-сош №3 Костициной Е.А.) Развитие речи - большая и сложная область языка. Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методической литературе. В методике принято говорить о работе по развитию речи школьников, то есть о деятельности учителя, направленной на формирование и совершенствование устной и письменной речи учащихся. Рассмотрим несколько аспектов этого вопроса. На уроке того или иного предметного цикла учитель, проводя опрос, постоянно ставит школьника в речевую ситуацию. Если ученик отбирает слова и конструкции с той мерой точности, которая нужна в данном случае, чтобы раскрыть содержание, смысл высказывания, мы говорим о точности речи. Если школьник при отборе слов и конструкций заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у слушателей нужную реакцию на сообщение – интеллектуальную (обеспечить внимание), эмоциональную (пробудить чувство), волевую (заставить действовать), мы говорим о выразительности речи. Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при одном условии, если говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата. Эти три признака: богатство, точность и выразительность речи - применительно к школьной практике обозначают простым термином «хорошая речь». К сожалению, ученик с хорошей речью в современном обществе – редкость. Особенно этот факт очевиден для учителей русского языка и литературы. И, к сожалению, часто встречается ситуация, когда у школьника, имеющего «3» по литературе, по другим предметам гуманитарного цикла – «4» и даже «5». Некоторые учителя-предметники при ответе ученика не обращают внимания на низкий уровень его речевой культуры. Хотя развитие речи учащихся – общепедагогическая проблема, и работать над её решением надо каждому педагогу, начиная с самого себя в первую очередь. Речь учителя должна быть образцом высокой речевой культуры. В этом контексте МО учителей русского языка и литературы может предложить каждому руководителю ШМО брошюру «Культура речи учителя», которая должна в определённой степени помочь преподавателям придерживаться в своей речи норм литературного языка. Развитие речи учащихся протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, класс, школа, взрослые и сверстники, с которыми постоянно общается ребёнок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи. Безусловно, ошибочно было бы считать, что благоприятные условия для развития речи детей складываются либо в семье, либо на уроках русского языка и литературы. Уже упоминалось о больших неиспользующихся резервах развития речи в преподавании всех школьных дисциплин. Однако в руках учителя-словесника находится такое сильное средство воздействия на внутренний мир школьника, как художественная литература. С её помощью происходит становление личности, её нравственности, эмоций, наконец, самой речи. Научить школьников читать и любить книгу – важнейшая задача учителя. И начинать такую работу нужно как можно раньше. Среди основных направлений модернизации образования важным считается ориентация на речевое развитие и формирование у школьников коммуникативной компетенции. В связи с этим работа по развитию речи уч-ся приобретает ключевое значение. В методической копилке творческого учителя есть свои методы и приёмы обучения связной речи. Широкое применение в этой работе находит такая форма, как беседа, – об изображённом на картине, о прочитанной книге, о любых наблюдениях и впечатлениях; анализ текста, его частей; разнообразные коммуникативно-речевые задания. Но, главным, на мой взгляд, является творческая работа уч-ся. Детей надо «расписывать», и как можно раньше. Полезно предлагать темы для творческих работ с таким расчётом, чтобы в них раскрывалось личное детское видение на какое-то событие, предмет, проявилась своя манера передавать впечатления. «Ливень», «Праздник», «Счастье», «Грусть», «Осенний лист». Такие темы можно предлагать для творческих миниатюр– в несколько предложений. Если подобные работы и их анализ проводить часто - дети перестанут бояться сочинений. Кроме того, система обучения должна быть построена так, чтобы работа над словом велась систематически, ежеурочно. Личный опыт показывает эффективность проведения практически на каждом занятии этимологической, словарной и орфоэпической работы. Для успешной работы по развитию речи уч-ся необходим системный подход.
Всего комментариев: 5
Последние новости образования
Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В России предложили сократить срок обучения в школе Министр просвещения призвал запретить сайты с готовыми домашними заданиями Популярные разработки
Презентация к урокам алгебры "Функция у=x^n" 9 класс Разговоры о важном «День матери» Презентация к уроку литературы "Изучение повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»" 10 класс Разговоры о важном «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка)» Учимся решать задачи "Парообразование и конденсация" Физика - 8 класс В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены