РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие речи учащихся

Развитие речи учащихся – проблема общепедагогическая.
(Из выступления руководителя ШМО учителей русского языка и литературы МОУ-сош №3 Костициной Е.А.)
Развитие речи - большая и сложная область языка. Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методической литературе. В методике принято говорить о работе по развитию речи школьников, то есть о деятельности учителя, направленной на формирование и совершенствование устной и письменной речи учащихся. Рассмотрим несколько аспектов этого вопроса.
На уроке того или иного предметного цикла учитель, проводя опрос, постоянно ставит школьника в речевую ситуацию. Если ученик отбирает слова и конструкции с той мерой точности, которая нужна в данном случае, чтобы раскрыть содержание, смысл высказывания, мы говорим о точности речи. Если школьник при отборе слов и конструкций заботится о том, чтобы обеспечить обратную связь, вызвать у слушателей нужную реакцию на сообщение – интеллектуальную (обеспечить внимание), эмоциональную (пробудить чувство), волевую (заставить действовать), мы говорим о выразительности речи. Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при одном условии, если говорящий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата. Эти три признака: богатство, точность и выразительность речи - применительно к школьной практике обозначают простым термином «хорошая речь».
К сожалению, ученик с хорошей речью в современном обществе – редкость. Особенно этот факт очевиден для учителей русского языка и литературы. И, к сожалению, часто встречается ситуация, когда у школьника, имеющего «3» по литературе, по другим предметам гуманитарного цикла – «4» и даже «5». Некоторые учителя-предметники при ответе ученика не обращают внимания на низкий уровень его речевой культуры. Хотя развитие речи учащихся – общепедагогическая проблема, и работать над её решением надо каждому педагогу, начиная с самого себя в первую очередь. Речь учителя должна быть образцом высокой речевой культуры. В этом контексте МО учителей русского языка и литературы может предложить каждому руководителю ШМО брошюру «Культура речи учителя», которая должна в определённой степени помочь преподавателям придерживаться в своей речи норм литературного языка.
Развитие речи учащихся протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, класс, школа, взрослые и сверстники, с которыми постоянно общается ребёнок. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется большой интерес к книге, к чтению, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи. Безусловно, ошибочно было бы считать, что благоприятные условия для развития речи детей складываются либо в семье, либо на уроках русского языка и литературы. Уже упоминалось о больших неиспользующихся резервах развития речи в преподавании всех школьных дисциплин. Однако в руках учителя-словесника находится такое сильное средство воздействия на внутренний мир школьника, как художественная литература. С её помощью происходит становление личности, её нравственности, эмоций, наконец, самой речи. Научить школьников читать и любить книгу – важнейшая задача учителя. И начинать такую работу нужно как можно раньше.
Среди основных направлений модернизации образования важным считается ориентация на речевое развитие и формирование у школьников коммуникативной компетенции. В связи с этим работа по развитию речи уч-ся приобретает ключевое значение. В методической копилке творческого учителя есть свои методы и приёмы обучения связной речи. Широкое применение в этой работе находит такая форма, как беседа, – об изображённом на картине, о прочитанной книге, о любых наблюдениях и впечатлениях; анализ текста, его частей; разнообразные коммуникативно-речевые задания. Но, главным, на мой взгляд, является творческая работа уч-ся. Детей надо «расписывать», и как можно раньше. Полезно предлагать темы для творческих работ с таким расчётом, чтобы в них раскрывалось личное детское видение на какое-то событие, предмет, проявилась своя манера передавать впечатления. «Ливень», «Праздник», «Счастье», «Грусть», «Осенний лист». Такие темы можно предлагать для творческих миниатюр– в несколько предложений. Если подобные работы и их анализ проводить часто - дети перестанут бояться сочинений. Кроме того, система обучения должна быть построена так, чтобы работа над словом велась систематически, ежеурочно. Личный опыт показывает эффективность проведения практически на каждом занятии этимологической, словарной и орфоэпической работы.
Для успешной работы по развитию речи уч-ся необходим системный подход.
Всего комментариев: 5
avatar
1 идея • 16:47, 18.10.2010

Вами затронута очень важная и значимая проблема. В статье раскрыта последовательная и кропотливая работа по формированию письменной речи. Включаю также в урок сочинения - миниатюры. И вижу результат к концу уже третьего года обучения
avatar
2 КЕА9014 • 19:00, 18.10.2010

Благодарю за понимание. Тема,действительно, выстрадана двадцатью годами работы словесником. Путём проб и ошибок пришла к пониманию - только "расписывание" детей способно исправить ситуацию. Иногда детские миниатюры потрясают. И, если говорить о развитии речи не только письменной, то, как ни старомодно звучит, необходим на уроке ПЕРЕСКАЗ. Потом, постепенно-монологическое высказывание.Конечно, многое зависит от уровня класса, но,если подойти правильно, поощряя каждый маленький шажок, многое удаётся. И дети с удовольствием (!) пишут аннотации,отзывы,синквейны и др. полезные для развития речи "сочинения". smile
avatar
3 anizotrop • 13:23, 12.11.2010

Очень многие ученики испытывают затруднения с устной и письменной речью даже тогда, когда требуется всего лишь логически связать формулы по ходу решения физических и математических задач. Вызывает затруднения употребление таких словосочетаний, как "очевидно, что ...","выразим отсюда ...","после соответствующих преобразований получим ...", "используем связь между ...", "это подтверждается тем, что ..." и т.п.
avatar
4 КЕА9014 • 08:40, 13.11.2010

Эта проблема тоже решаема, хотя и не сразу. Всегда советую начинающим коллегам с 5 класса в словариках записывать речевые клише (начать можно с нескольких вводных слов и предложений) для облегчения работы над устным монологическим высказыванием. Когда дети привыкнут к таким "подсказкам" и поймут их очевидную пользу, когда такой алгоритм работы станет для них необременительным - можно подключаться физикам, химикам и др. предметникам. В тот же словарик добавляете свои специфические "связки" и требуете включать их в ответы. Постепенно всё отшлифуется. flower
avatar
5 • 22:13, 13.11.2010

Хотелось бы, чтобы все учителя понимали, что развитие речи учащихся происходит и на уроках математики, физики, географии, истории и др. Ведь работа с терминами - это лексическая работа. Совместное овладение новым материалом на уроке организуется учителем, именно учитель осознанно развивает речь школьников, поддерживает единый речевой режим в школе. К сожалению, не все учителя-предметники сами владеют качествами хорошей речи.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены