Опыт работы по теме «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УРОК»
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА
XXI век называют «эпохой информации», «веком глобального информационного общества». В таком обществе образование, знания, информация и коммуникация составляют основу развития и благополучия человеческой личности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения. (Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе)
Одна из главных задач школы сегодня – выпустить из своих стен гармонично развитую личность, которая не потеряется в информационном обществе. Именно поэтому в стратегии модернизации образования, а также послании президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию (2009) говорится о необходимости изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности
В современных условиях одной из главных задач образования является не просто получение учащимися определённой суммы знаний, а формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, их накопления и систематизации. Перед педагогами ставится новая задача: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.
Сегодня необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ, а в частности, мультимедийных технологий в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал Вас. Александр. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем и осваивать. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения.
Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможности проводить уроки на новом современном уровне. Я изучаю опыт учителей по данной теме и имею собственные наработки, которые были представлены в прошлом году в ходе аттестации. Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении ИКТ во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научит их владеть нормами литературного языка. Я считаю, что все эти задачи можно успешно реализовать, если разумно использовать ИКТ на уроках словесности.
Материал, касающийся применения ИКТ в обучении, очень объемен. Представить его за 10-15 минут невозможно. Поэтому я решила коснуться в своем выступлении темы «Мультимедийный урок русского языка и литературы» и рассказать о мультимедийной технологии как одной из составляющих ИКТ. В своем выступлении я хотела бы представить вашему вниманию опыт по данной проблеме.
Цель моего выступления: рассказать о методических основах медиаурока, представить вашему вниманию опыт проведения мультимедийных уроков русского языка и литературы.
Медиаобразование, как набор средств и методов обучения сегодня как никогда актуально, потому что в современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения в этом смысле не должен отставать от жизни. Эта тема обсуждается на многих сайтах для педагогов, в частности на сайте «Сеть творческих учителей» представлен богатый материла из опыта работы учителей. Актуальность данной темы в том, что медиа-ресурсы, медиа-средства и медиа-технологии позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности традиционных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков. Поэтому вопрос внедрения их в структуру современного урока весьма актуален.
Медиатехнологии являются исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных видов наглядной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности обучающихся и способствовать повышению их мотивации.
Что такое мультимедийные технологии?
Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
Мультимедиа технологии - это совокупность современных средств аудио-, теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления образовательной деятельностью. Реализация мультимедиа технологий осуществляется непосредственно в рамках медиа-, мультимедиа урока.
Александр Викторович Федоров, доктор педагогических наук, проректор Таганрогского государственного педагогического университета, определяет медиа-образование «как комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий». Главные задачи медиа-образования ученые понимают так: подготовить учащихся к жизни в информационном обществе, сформировать у них умения пользоваться информацией в различных видах, владеть способами общения с помощью информационных технологий и средств.
Широкое использование средств мультимедиа позже породило новое название таких уроков - «мультимедиа-урок». Для более удобного произношения название сократили, и сейчас наиболее часто употребляемое - медиаурок. По сути, все три термина могут быть использованы в одинаковом значении.
Что мы называем медиауроком? Одно из первых названий уроков, на которых применяется компьютерная техника и программные средства, уроки с компьютерной поддержкой (УКП). Медиа-, мультимедиа урок - это урок с использованием мультимедийных средств и построенный на основе мультимедийной технологии.
Медиаурок -урок, на котором применяется компьютерная техника и программные средства, урок с компьютерной поддержкой.
Мультимедийный урок ─ урок тот же самый, только технически более оснащенный.
Мультимедийные средства – интерактивные средства, позволяющие одновременно проводить операции с неподвижными изображениями, видеофильмами, анимированными графическими образами, текстом, речевым и звуковым сопровождением
В медиауроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента
образовательного процесса.
1. Компьютер, который органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.
2. Программные средства. Они дополняют традиционную технологию обучения истории и содержат в себе чётко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабжённых анимационными и звуковыми эффектами.
При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с составляющими процесса обучения: целями, содержанием, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.
В соответствии с осуществляемыми функциями современных технических средств выделяют следующие способы использования их в процессе обучения:
- Источник учебной информации.
- Средство выбора информации и ее качественной обработки.
- Средство представления (презентации) учебного материала.
- Средство осуществления контроля над выполнением образовательной задачи.
Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Структура мультимедийного урока
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидактические функции.
Необходимые компоненты медиа-урока:
- рисунок, иллюстрация, графика;
- формула;
- интерактивная игра;
- интерактивная карта;
- интерактивная модель;
- мультимедиапанорама;
- тренажер;
- трехмерная модель;
- видеофрагмент;
- аудиозапись
- мультимедийная презентация
Совершенствование традиционных методов обучения при использовании мультимедийной технологии
Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. В таблице представлено как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.
Традиционные методы обучения Традиционные средства и их дидактические возможности Совершенствование за счет применения мультимедийных технологий
Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями. Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.
Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами. Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств
Практические: упражнение, практические и лабораторные работы Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов
Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов
Способы организации работы в классе на мультимедийном уроке
Работа учащихся в классе может быть организована:
• фронтально - просмотр видео фрагментов,
• индивидуально - выполнение практических работ,
• малыми группами - выполнение общего учебного проекта.
В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:
• актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
• формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
• применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера.
Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации. Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.
Способы использования мультимедийных технологий
Преобладают три основных способа (или подхода):
Иллюстративный. Визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Этот же визуальный ряд затем можно использовать при опросе или обобщении.
Схематичный. В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими.
Интерактивный. Наиболее сложный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. И документы, и „картинки" должны быть яркими, создавать определенный образ, отличаться определенной „символичностью". Но самое главное в таком подходе ─ высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ
Медиатехнологии я применяю на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУНов, а также на факультативных занятиях, занятиях элективных курсов, во внеклассной работе. Со своими наработками в плане использования мультимедийных технологий на уроке я хочу с вами поделиться.
Я применяю компьютер на уроке в различных режимах, а именно:
-в обучающем режиме;
-в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;
-в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
-в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;
-в режиме самообучения.
Мультимедийные срества. ЦОР
В своей работе активно использую готовые медиаресуры, взятые из Интернета из коллекций ЦОРов.
Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Я использую ЦОР:
• во время объяснения нового материала в качестве иллюстрации к рассказу (демонстрации);
• для закрепления нового материала с последующим устным опросом или работой с карточками;
• чтобы закрепить знания в процессе выполнения самостоятельной работы;
• чтобы проверить степень усвоения материала учащимися (с большой экономией времени);
• для домашних заданий, например, предложить ученику использовать информационные объекты в презентациях к сообщению (докладу, реферату, проекту);
• для того, чтобы научить учащихся извлекать необходимую информацию (справочные таблицы, схемы);
В наши дни огромный выбор ЦОР по русскому языку и литературе. Особое мое внимание заслуживают мультимедиа-пособия для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - «Уроки Кирилла и Мефодия», разработанные в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Их цель – помочь ученикам освоить курсы на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. В данном пособии содержатся не только основополагающие знания по изучаемому курсу, энциклопедические и хрестоматийные статьи, но и интерактивные тренажеры, с помощью которых происходит отработка умений и навыков, проверка знаний по отдельным частям урока, уроку целиком, теме. Результаты тестирования каждого обучающегося заносятся в дневник успеваемости и отслеживаются, что позволяет осуществлять в работе личностно-ориентированный подход.
На уроке русского языка при применении знаний и умений или при повторении я использую программно-методический комплексы «Репетитор». Программы позволяют диагностировать знания и умения учащихся по необходимой теме (тестовые задания). Программа определяет пробелы в изучении темы и предлагает коррекционные задания, которые учащаяся выполняет под контролем учителя. Можно использовать функцию самоконтроля, которая при правильном ответе стимулирует положительной анимацией (фейерверк, конфета, барабан, стрела, летящая в цель, и т.д.), а при неправильном ответе анимируется сдувшийся шарик. Такая форма обучения, на мой взгляд, является наиболее продуктивной, т.к. ученик не испытывает страха, неуверенности, может работать в нужном для него темпе и не бояться осуждения со стороны класса. Важно отметить и то, что компьютер сам объективно оценивает работу учеников.
Мультимедийная презентация
"Презентация" - переводится с английского как "представление”. Презентация - слово, имеющее два значения:
обычное, в смысле: показ нового товара, предъявление широкой публике новой коллекции мод или кинофильма; то же самое для новой компьютерной программы перед началом её продаж; рекламная, популяризирующая акция;
узкое, в смысле: документ, созданный в программе PowerPoint
Презентация (в смысле документ) представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы).
Если демонстрация документа идет (проецируется) на большом экране, то собравшиеся в аудитории видят чередование своеобразных плакатов, на каждом из которых могут присутствовать текст, фотографии, рисунки, диаграммы, графики, видео-фрагменты, и все это может сопровождаться звуковым оформлением - музыкой или речевым комментарием диктора..
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
В основном презентации я использую на уроках литературы, так как эти уроки требуют большого иллюстративного материала. Использую презентации и на уроках русского языка как электронное сопровождение урока, в которой могут быть отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. Презентация может использоваться используется на всех этапах урока или на каком-то отдельном этапе: проверка д/з, проведение тестов, викторин, тренажеров с целью повторения, проверки или систематизации знаний, можно систематизировать знания учащихся с помощью таблиц и схем, для закрепления ЗУН использую. Я активно использую на уроках презентации, взятые из Интернета, часто создаю их сама с помощью программы Power Point.
Презентация – лучший помощник на уроках подготовки к ЕГЭ, на занятиях элективных курсов. Я создаю презентацию, посвященную одному заданию части А или В. Сначала даётся теоретический материал в виде таблиц и определений, необходимых для усвоения. Затем на слайдах представляется материал ЕГЭ, соответствующий разбираемому заданию в тестовом режиме Ребята выбирают правильный, на их взгляд, ответ: 1, 2,3 или 4, щелчком управляемая анимированная фигура «вылетает», на ней написан правильный ответ. Если ответ неправильный, то я комментирую ответ, корректирую ошибку, подсказку записываем в тетрадь подготовки к экзамену. Ребята, которые пропустили занятие, могут получить презентацию на дом и проработать самостоятельно материал, правда, уже без комментария учителя.
Я использую мультимедийные презентации и во внеклассной работе по предмету.
Я активно использую медиаресурсы и на уроках литературы.
Презентации к урокам литературы
Активно использую презентации на разных этапах урока. Это могут быть и уроки по биографиям писателей с богатым иллюстративным материалом, а могут быть и тесты и игры, обобщающие пройденный материал. Презентации наполнены различным медиаматериалом: иллюстрациями к произведению, видеофрагментами, аудиозаписями. Всё это даёт возможность более полно знакомиться с изучаемым произведением.. Всё это разнообразит урок литературы и прививает интерес у ребят к нашему предмету (об этом я расскажу чуть позже)
Видеофрагменты
На уроках, посвященных жизни и творчеству писателя, истории создания произведения я использую видеофрагмент. Просматривая и прослушивая видеофрагмент, ученики должны записать основные моменты лекции. Некоторые важные моменты выделены в фильме. Их ребята также записывают. В Интернете есть готовые видеофрагметы, которые можно скачать или просмотреть прямо на уроке в режиме онлайн А вообще видеофрагменты может сделать каждый учитель, если он умеет работать в программе MAVE MAKER. Нахожу нужный мне текстовый материал: либо книги, путеводители, либо информацию Интернета. На звуковой файл накладываю картинки и видеоматериал. Картинки сканирую из книжек, либо сама фотографирую, либо качаю из Интернета.
Экранизация русской классики
В моём кабинете собрана большая видеотека DVD по всем программным произведениям. Уроке мы просматриваем фрагментты фильмом, чтобы более полно понять идейное содержание изучаемого произведения.
Аудиозаписи
На уроках литературы я часто предлагаю послушать произведения авторов русской литературы в исполнении мастеров художественного слова. Я использую прослушивание таких аудиофайлов как эталонное прочтение, к которому следует стремиться. В моей коллекции есть произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского и др.
Заочные экскурсии
Часто при изучении произведений мы совершаем виртуальные заочным экскурсиям по литературным местам как видео поддержку урока литературы. Это могут быть фрагменты авторских видеофильмов, скаченных с Интернета. Используя данные ресурсы, мы посещаем Тарханы, Мелихово, пушкинскую Москву и другие места, связанные с именами русских писателей и поэтов.
Проекты учеников
Ушли уже в прошлое рефераты и доклады, скачанные учащимися из Интернета. Такие виды работ не развивают творческого потенциала школьников и мало что дают в образовательном смысле. Гораздо интереснее что-то создавать самим, так сказать, решать проблему в прикладном плане. Этим мы и занимаемся в своей проектной деятельности на уроках и во внеурочное время. Мы вместе с ребятами осваиваем мультимедийные технологии и пробуем создать что-то нужное как учителю, так и ученикам. С примерами таких работ вы здесь и познакомитесь.
Использование электронных словарей и энциклопедий, Интернет-ресурсов.
В процессе обучения русскому языку учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям и т.п. Основным ее источником перестает быть традиционная библиотека, ей на смену пришли электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. На уроках и факультативах по русскому языку и литературе и во внеурочное время я пользуюсь такими электронными учебниками.
Мультимедийные ресурсы сети Интернет
Мультимедийное сопровождение урок из беру из Интернета. Богатый материал представлен на сайтах ЦОР разных регионов, на Школьном портала и т.д.
Мультимедийный урок литературы (рассказ с опорой на слайды 34-44)
Мультимедийный урок русского языка (рассказ с опорой на слайды 45 - 51)
Мультимедийный урок подготовки к ГИА и ЕГЭ (рассказ с опорой на слайды 52 - 59)
3.Результативность
Мультимедийные уроки в учебном процессе обеспечивают возможность:
-дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;
-повысить роль наглядности в учебном процессе;
-позволяют увеличить время работы на уроке учеников
-удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;
-освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;
-повысить темп урока;
-увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
-проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
-углубить степень отработки практических умений и навыков;
-вести дифференцированную работу с каждым учеником;
-выявить пробелы в его грамотности;
-выработать умение составлять алгоритмы
-организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.
-повышает мотивацию и познавательною активности
- повысит качество обучения
Остановлюсь подробнее на некоторых моментах:
1.Повышение мотивации и познавательною активности.
Русский язык – трудный предмет, поэтому редко обучающиеся называют его любимым школьным предметом. Но мои 5-ки и 7 –ки при анкетировании назвали этот предмет таковым. Одна из причин такой популярности это то, что проведение мультимедийных уроков удовлетворяет запросы, желания и интересы обучающихся, повышают мотивацию обучения. Такие уроки интересны ребятам, они создают массу эмоций у обучающихся. На таких уроках они с удовольствием работают над учебными задачами. Интерес к предмету прослеживается и у 9-ов. 5 ч. В 2010 г.- выбрали в качестве экзамена по выбору русский язык. Двое обучающихся 10 класса через год собираются сдавать ЕГЭ по литературе.
2.Повышение качества обучения
Современные эксперты информационных технологий, проведя множество экспериментов, выявили, что, если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 объема, если информация была представлена визуально - около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%.
ЕГЭ 2010 В 11 классе из 15 обучающихся - 1 ч. получил 71 балл, из них 19 баллов за сочинение (макс 21), 3- получили по 63, 69 баллов. Остальные 11ч получили баллы выше минимального балла (средний балл – 48) Если учесть, что у нас нет профильных классов и обучающиеся не пользовались у услугам репетиторов и то, что я работала в этом классе два года- это хороший результат.
ГИА – 2010 В 9 классе экзамен сдали все 19 ч. Отсутствие 2 - это тоже результат, если учесть что у 6 ч. (31%) был низкий уровень сформированности умений и навыков. 2ч.– получили 5, 4 ч. – 4.
Конечно, опыт показывает, что мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов, то есть «соответствовать принципам научности, доступности, наглядности» (Т.И. Платонова).
Безусловно, мультимедийные технологии должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами и методами обучения, деятельностью учителя и учащихся.
При проведении мультимедийного урока необходимо помнить, что это УРОК, а значит при отборе учебного материала нужно соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.
Источники:
http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=201360