РАЗРАБОТКИ
|
Описание опыта работы в разновозрастных классах учителя начальных классов Жирковой М.М.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УОЛБУТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им С.Ф. Маркова» МР Абыйский улус (район), Республика Саха (Якутия) 678881 Абыйский улус, с.Киенг-Кюель, ул.С.Ф.Маркова 1. тел.23-304 факс 23-368 E-mail: uosch@mail.ru Описание опыта работы в разновозрастных классах учителя начальных классов Жирковой М.М. с. Киенг – Кюель, 2011г. Разновозрастное обучение детей в начальных классах сельской школы. С 2009 г. наша школа работает в режиме эксперимента по теме «Организация разновозрастного обучения на основе повторяющегося блочно-модульного построения образовательного процесса в сокращённые сроки в условиях малокомплектной сельской школы». Коллектив школы разработал проект разновозрастного обучения по многим причинам, в том числе: - малочисленность учащихся; - ограниченность круга общения сельских учащихся; - низкий дух соревновательности учащихся; - недостаточное развитие коммуникативных качеств школьников; - однообразие контактов; - низкий уровень познавательных интересов сельских школьников. Объединение близких по возрасту учащихся в разновозрастные группы позволило снизить остроту этих проблем. Под разновозрастным обучением мы понимаем организацию совместной учебной деятельности детей разного возраста, направленной на решение как общих, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач. Главная проблема при таком обучении состоит в том, чтобы организовать совместную деятельность детей разного возраста, распределив работу между ними, и тем самым обеспечить успешное решение образовательных задач. Я обучаю учащихся разновозрастной группы 2-3-4 классов второй год. Разработала программы разновозрастного обучения в начальных классах по предметам «Изобразительное искусство», «Окружающий мир», «Музыка» и «Технология». Для совершенствования учебно – воспитательного процесса я ставлю перед собой решение задачи – как согласовать содержание материала разных лет обучения на уроках в разновозрастной группе. Для решения задачи я - выявляю общие темы и время их изучения в планировании; - выявляю знания, умения и навыки по данной теме в каждом классе; - внедряю новые методики и технологии (Образовательная система «Школа 2100»;). Особенности обучения в сельской малочисленной школе При организации обучения я учитываю те проблемы, которые выявлены в процессе изучения состояния педагогического процесса сельских малочисленных школ: низкий уровень самостоятельности, коммуникативности, неумение быстро адаптироваться в новых условиях и т. п. Кроме этого, на организацию учебного процесса влияют удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность. Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает малочисленность классов, которая имеет как положительные стороны, так и создает определенные проблемы для учителя и ребенка. В данный момент у меня во втором классе обучается 7 человек, в третьем – 7, в четвертом - 2. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни детей, отношений в семье позволяют мне использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности. Для уроков в таком малочисленном классе свойственны камерность, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины. Однако, мотивация учения, познавательные интересы наших школьников развиты значительно слабее, чем городских; успеваемость и качество образования чаще всего уступают городским учащимся. Объясняется это многими причинами: - отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки собственных реальных успехов в учебной деятельности; - ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации; - ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения; - психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят; - однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия. Передо мной, как перед педагогом, встает организационная и методическая задача: учитывая достоинства малочисленных классов, найти способы решения вышеуказанных проблем через определение основных идей развития малочисленной школы: 1) идея сотворчества педагогов, учащихся и их родителей через внедрение технологии обучения по образовательной системе «Школа 2100»; 2) идея взаимодействия детей разного возраста, которое выполняет множество социально – педагогических функций, предусматривает организацию совместной деятельности и общение учащихся разных классов на учебных занятиях, во внеклассной работе. Функции разновозрастного обучения 1) Функция психологической защиты ребенка. По данным исследования, ученик малочисленной сельской школы чувствует себя комфортнее на занятии, где объединяются несколько классов. На таком занятии у школьников возникают дополнительные возможности утвердиться, получить призвание, особенно, если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции. 2) Функция социальной поддержки. Я наблюдаю, что на разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта. 3) Компенсаторная функция. Старшим в моем классе предоставляется возможность выполнять роль взрослого, брать на себя ответственность. Особенно важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступать в этом качестве, консультировать, помогать педагогу, руководителю группы. При организации совместной деятельности происходит взаимообогащение школьников разного возраста. Мои наблюдения и выводы показывают, что срабатываемость школьников разного возраста выше, а конфликтность ниже, чем в группах одновозрастного состава. 4) важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов в моем классе актуализируются и проявляются индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. Так, учащиеся 3 класса стараются до урока проверить готовность второклассников, приучают выполнять правила внутреннего распорядка внутри школы. Принципы организации занятий в разновозрастных группах 1. Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста. Реализуя принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста, я, как педагог, осуществляю следующие действия: -определяю общие для всех классов задачи, которые становятся основой объединения детей разного возраста, и конкретизирую задачи для каждой возрастной группы; - с учетом общих задач отбираю в содержании материала те знания и учебные действия, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп; - подбираю соответствующие общему содержанию способы учебной работы учащихся разного возраста; - с учетом задач выделяю, с одной стороны, те вопросы в изучаемом материале, которые непосильны для младших, но должны быть усвоены старшими, с другой – необходимые для изучения или закрепления младшими и уже непривлекательные для старших; - отбираю групповые и индивидуальные формы занятий для каждого класса, учитывая специфику содержания учебного материала. В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные занятия могут быть однотемные и разнотемные. Однотемные занятия я провожу в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, понятий и т. д. Основой однотемных занятий, в первую очередь, является постоянное сопутствующее повторение, поэтому большая часть таких занятий приходится на первую и четвертую четверти учебного года. Я считаю, что однотемные занятия позволяют ребенку чаще отвечать самому, требуют от него внимательного отношения к ответам товарищей, учат культуре ведения учебного диалога, развивают речевые умения. Тем самым расширяются рамки речевого общения, что особенно важно в условиях малочисленной школы, где наблюдается его дефицит. Такие занятия дают детям возможность на практике, в учебной деятельности следовать правилам жизни и работы в коллективе, уважительно относиться к мнению других людей, приводить доказательства для подтверждения своего мнения. Примером однотемного урока может служить урок технологии по теме «Работа с бумагой. Аппликация» . Таким образом, построение учебных программ в начальной школе дает мне возможность интеграции содержания материала на занятиях в разновозрастных группах, объединяющих два класса. Разнотемные занятия я провожу в тех случаях, когда не получается проведение однотемных занятий. В этом случае за основу объединения разных классов я беру единый вид учебно – познавательной деятельности учащихся. В частности, я практикую такие занятия: - проведение опытов; - работа на пришкольно – опытном участке; - проверка домашнего задания; - повторение материала; - итоговые занятия (контрольные работы, уроки – зачеты, уроки – диспуты и т. п.). Целесообразна не только внутрипредметная, но и межпредметная интеграция. Прежде всего я стала объединять занятия по ИЗО и технологии. Учащиеся на таких занятиях работают в парах. Пары не назначаю, дети сами выбирают по желанию, причем состав пар произвольно меняется. Кроме того, разновозрастные занятия проводятся по предметам «Окружающий мир» и «Музыка», причем старшие дети по окончании занятия или серии занятий выполняют различные творческие работы . 2. Принцип педагогизации учебной деятельности детей.. На уроках старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности, руководят подготовкой групп к занятию, объясняют то, что не усвоено младшими, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого ученика. В связи с этим я намечаю для себя план работы со старшими ребятами: - обеспечить подготовку старших школьников как организаторов учебного занятия; - консультировать руководителей групп; - показывать значимость участия старших в организации разновозрастного занятия; - разъяснять организаторам занятия требования к выполнению тех или иных действий. 3. Принцип взаимообучения. Он основан на овладении знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и отношениями в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе коммуникации актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой точки зрения. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя. Способы взаимодействия детей разного возраста I. При проверке домашнего задания: • учащиеся старших классов подбирают или составляют вопросы и задачи для младших школьников, а затем принимают участие в опросе по ним; • старшие проверяют и оценивают выполнение домашних заданий у младших; старшие в случае затруднений помогают при ответах младших; младшие учащиеся привлекаются к прослушиванию и оценке ответов старших по доступному материалу (главным образом описательного характера); • младшие задают в ходе проверки домашнего задания вопросы старшим, касающиеся повторения материала. II. При объяснении нового материала: • старшие объясняют новый материал младшим (это целесообразно делать при изучении текстового материала, сведений об ученых, исторических экскурсиях, постановке опыта); • осуществляется самостоятельная совместная работа с учебными приборами при проведении опытов; • проводится совместное составление таблиц в ходе изучения материала; III. При закреплении изученного материала: • решение комбинированных задач, в которых используются знания, приобретенные в разных классах; • составление и отгадывание кроссвордов и ребусов; • коллективное обсуждение прочитанной на уроке дополнительной литературы; • организация разных учебных игр – соревнований; • включение в уроки дополнительного материала; • просмотр, обсуждение и комментирование фрагментов фильмов, диафильмов; • индивидуальная помощь младшим в процессе закрепления и повторения на уроке или дома. IV. При контроле знаний: • проведение зачетов у младших старшими учащимися; • проведение диктантов, самостоятельных и контрольных работ с младшими, их оценка и анализ; • взаимооценка, самооценка и самоконтроль. Организация занятий в разновозрастной группе Для успешной работы на занятиях в разновозрастных группах необходима сложная и многогранная подготовка. Особенно необходимо четко понимать и осознавать отличительные особенности занятий в разновозрастных группах в сравнении с традиционными, классно – урочными. Специальные целевые ориентации РВО: - развитие мотивации учения; - усвоение ЗУН; - создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи; - развитие коммуникативных качеств личности; - формирование организаторских умений и навыков; - развитие самостоятельности; - овладение способами самоорганизации; - развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации и др. Этапы подготовки к разновозрастному занятию Процесс подготовки к занятиям в РВГ я могу представить в несколько этапов: 1 ЭТАП – обосновываю совместную деятельность учащихся разного возраста на занятии и определяю его тему. Мне необходимо: 1) выявить возможности для РВО в содержании учебного материала, 2) определить место занятия в тематическом планировании каждого класса, 3) скорректировать последовательность изучения тем, 4) определение темы занятия. 2 ЭТАП – определяю задачи разновозрастного занятия: * образовательные – общие для всех учащихся и конкретно для учащихся младшего и старшего возраста; * воспитательные - именно занятия в разновозрастных группах способствуют формированию отношений между детьми, детьми и педагогами, помогают освоить диалоговые формы общения; * развивающие: а) развитие речи – обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение ее смысловой функции, овладение учащимися художественными образами; б) развитие мышления – обучение анализу, умению выделять главное, сравнивать, проводить аналогии, обобщать и систематизировать, классифицировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы; в) развитие общеучебных умений – формирование умений работать с книгой, со справочной и популярной литературой; г) развитие организаторских способностей – умения планировать свою работу и работу других, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль и др.; д) развитие позиции ученика на занятии: меня учат – учусь сам – учусь учить других – учу других; е) развитие отношений между старшими и младшими. 3 ЭТАП – отбираю содержание учебного материала. Для осуществления этого этапа мне важно рассмотреть степень совпадения содержания учебного материала в разных классах. При организации совместной учебной деятельности, прежде всего, возникает немало проблем, связанных с отбором общего содержания и совместных видов деятельности учащихся разного возраста. Необходимо обращать внимание на то, чтобы материал был научным и одновременно доступным для всех учащихся и в то же время максимально развивал детей. 4 ЭТАП – планирую разновозрастное занятие. Он включает следующее: определение типа занятия, определение его структуры, подбор соответствующих общему содержанию способов и форм совместной учебной работы учащихся разного возраста, разработка конспекта занятия. 5 ЭТАП – готовлю консультантов, учащихся к занятию, бесед с родителями, приглашенными. Занятие в РВГ предполагает совместное творчество учителя и учащихся, которые принимают активное участие в разработке и подготовке занятия. Главными помощниками становятся более старшие и подготовленные дети. Заключение Обучение в школе – это значительная часть жизни ребенка, когда он не только получает знания, образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат его востребованность на рынке труда, конкурентноспособность, успешность в профессиональной и семейной жизни. На селе существуют особые социальные и педагогически проблемы подготовки учащихся, возникают дополнительные трудности, которые приходится учитывать и преодолевать учителю сельской школы. Эти проблемы и трудности усугубляются в малочисленных классах сельской школы. Я пришла к выводу, что обучение учащихся малочисленных школ в разновозрастных группах позволяет расширить и обогатить контакты детей, повысить воспитательный потенциал их взаимоотношений, создать благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, удовлетворить интересы детей, их потребность в общении, обеспечить психологическую и социальную защищенность учащихся и в целом успешность социального развития сельских школьников.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены