РАЗРАБОТКИ
|
Концертмейстер балетного класса в системе дополнительного образованияИскусство, в любых его проявлениях, призвано воспитывать и образовывать, пробуждать чувство прекрасного в человеке, развивать творческие способности, доброту, чуткость, трепетность и человечность по отношению к друг другу. Эти высшие идеи искусства по крупицам вкладывают в души своих учеников учителя на протяжении всего периода учебы и в течение многих столетий существования педагогики без этого не мыслится сам процесс обучения любым видом искусства. Без сомнения, чтобы взрастить гармонично-развитую личность, важным является не только посыл учителя, но и самоотдача ученика, его замотивированность в выбранном виде искусства и настрой на каждодневный труд для достижения определенных результатов. Как бы ни было печальным, но факт остается фактом, ребятам с каждым годом становится все труднее сконцентрироваться на каком-либо одном деле, теряется концентрация внимания и усидчивость. Школьники привыкли получать любую необходимую учебную или иную интересующую информацию, не отходя (в настоящее время) от дисплеев своих телефонов. Поэтому настоящее время, с его стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, ускорением времени и темпом жизни, заставляет пересматривать и менять методы и способы достижения практических педагогических задач. Дополнительное образование - это не профессиональное образование, оно развивается в ином ключе и преследует скорее воспитательно-просветительские цели. Однако есть нечто общее, что объединяет как профессиональное, так и дополнительное образования - это усидчивость и трудолюбие, две вещи, без которых невозможно добиться никаких результатов. А трудиться в настоящее время уже могут далеко не многие ребята. И осуждать их за это не стоит, это тенденция времени, быстрая доступность, при минимуме затрат энергии. Сейчас дети, которые приходят на занятия считают, что уже через год они станут “примами-балеринами”, т.к. на видео у великих артистов балета все получается легко и свободно. А про то, что остается за кадром, мало кто задумывается. А искусство - это всегда тяжелый труд, в особенности - хореографическое искусство. Недаром П.И. Чайковский сказал: "Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых." Урок классического балетного экзерсиса представляет собой упражнения у станка, которые строятся в определенном порядке, затем повторение упражнений на середине зала, далее следует часть Adagio, после Аllegro, которое включает в себя маленькие и большие прыжки, заканчивается урок отработкой пальцевой техники. В связи с тем, что построение урока стандартное и однотипное, концентрировать свое внимание, в особенности детям младшего школьного возраста достаточно затруднительно, тем более в дополнительном образовании, когда ориентир направлен не на освоение профессии, а на развитие и закрепление интереса. Безусловно, педагоги-хореографы стремятся, по возможности, внеси разнообразие в балетный экзерсис, достигается это посредством смены комбинаций движений на занятиях, однако вариативность таких композиционных отрывков весьма ограничена, особенно в системе дополнительного образования школьников. В большей степени повлиять на разнообразие хореографического урока может концертмейстер. Именно благодаря музыкальному сопровождению, тому, что слышат ребята во время урока, можно “обмануть” их тело и сознание, которое беспрерывно, на протяжении многих уроков выполняют одни и те же упражнения. Смена музыкальных фрагментов создает новые образы и настроения, преображает и вдыхает новую жизнь в строго повторяющуюся последовательность учебных движений. Концертмейстер - это пианист, помогающий, инструменталистам, вокалистам и артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и концертах. Основными задачами концертмейстера балета являются:
Из всех основных задач концертмейстера, в особенности хочется выделить владение навыками импровизационной игры. “Музыкальная импровизация в учебной практике применяется довольно широко, так как преподаватель в своей повседневной работе тоже импровизирует, составляя примеры, а не обращается к образцам сценической танцевальной литературы.” По просьбе педагогов-хореографов, концертмейстеры во время балетного экзерсиса импровизируют на 2/4 или 3/4, однако не учитывается человеческий фактор, а именно то, что каждый пианист-исполнитель обладает своим стилем, определенным набором звуковых конструкций-шаблонов и хотим мы этого или нет, они повторяются. Именно поэтому мы различаем музыку И.С. Баха, от музыки С.В. Рахманинова и др. Таким образом, через какое-то определенное количество времени, даже при условии, что импровизации постоянно меняются и мелодии не пересекаются, у ребят возникает ощущение однообразия музыки. Происходит своеобразное “наложение” повторения движений с однотипностью музыкального сопровождения. И тут на помощь приходит обширный фонд репертуара классических произведений, не только балетной, но и фортепианной, скрипичной, вокальной и т.д. Музыкальные фрагменты произведений великих композиторов, живших в разные века, позволяют многогранно разнообразить хореографический экзерсис. На одном уроке можно использовать для иллюстрации движений, например, battement tendu фрагмент арии Тореадора из оперы Ж.Бизе “Кармен”, а на другом уроке использовать произведение А. Цфасмана “Фокстрот”. Совершенно противоположные эпохи и стили музыки помогают детям увидеть полярные образы в одном и том же движении. В итоге, постоянная смена музыкальных фрагментов в одном и том же движении помогает ребятам не только разнообразить движение, но и учиться видеть различные наполнения однотипного танцевального элемента. Вследствие такого подхода к оформлению хореографического урока, концертмейстер не только вносит элементы нового, но и выполняет воспитательную функцию в обучении ребят. Интерес к классической музыке у детей в школьном возрасте в большинстве своем выражен весьма слабо. Именно на уроке хореографии, благодаря использованию обширного мирового фонда классического репертуара, начинается приобщение и развитие интереса в области слушанья классической музыки. Несмотря на то, что концертмейстер не имеет возможности озвучивать фамилии композиторов и названия музыкальных произведений во время уроков, в памяти детей эти фрагменты откладываются и, приходя на общеобразовательные уроки музыки, с легкостью запоминаются на долгое время. Исторически сложилось, что концертмейстер – это тапер, человек второстепенных и не важных ролей. Сколько бы громких слов не было сказано в защиту, только настоящие профессионалы понимают и осознают всю важность роли концертмейстера. Именно в профессиональном образовании концертмейстер не просто второй педагог, а во многих случаях – первый. Однако в системе дополнительного образования пока ситуация обратная, но по призванию истинный концертмейстер, фанат своего дела, осознает всю ответственность и важность своей профессии и самой лучшей наградой является горящие глаза учеников, полюбивших не только танец, но и мировую музыкальную культуру. Список литературы:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Благодарность учителям от родителей на выпускном вечере или последнем звонке Виды вредных привычек у детей и причины их возникновения Задания по дистанционному обучению по математике. Когда лучше начать изучение английского языка "Живой песок" - использование кинетического песка в детском саду |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены