margo1989, способность воспроизвести заученное - не показатель качества обучения. Школьные стихи в точном исполнении я слышал и от стариков с болезнью Альцгеймера. Моя бабушка в 87 лет хоть сейчас может продекламировать "Heute ist das Wasser warm...", а ещё одна знакомая выдавала по памяти "Песнь о вещем Олеге" и не могла остановиться. Чего уж говорить о более молодом возрасте. Однако в настоящее время и роль запоминания в образовании уменьшается.
ЦитатаДэвид Шварц
Как-то я провел вечер в гостях у очень интересного человека, президента недавно созданного, но быстро развивающегося производственного концерна. По телевизору в этот момент шла викторина. На экране появился популярный игрок, способный ответить на самые неожиданные вопросы. Когда он ответил на очередной головоломный вопрос (что-то о горах в Аргентине), мой собеседник посмотрел на меня и спросил: — Как вы думаете, сколько бы я заплатил этому парню? Я пожал плечами. — Триста долларов — и ни цента больше, — ответил тот. — Не в неделю, не в месяц — за всю жизнь. У меня сложилось мнение, что этот «знаток» не умеет думать. Он только запоминает. Эдакая ходячая энциклопедия. За триста долларов я куплю целый набор прекрасных энциклопедий. Да и триста долларов, честно говоря, слишком много. Почти все эти факты можно найти в журнале стоимостью два доллара. Мне нужно, чтобы со мной работали люди, способные мыслить, решать проблемы, придумывать новые идеи. Мне нужны люди, способные мечтать и находить практическое воплощение мечты. Я готов хорошо платить генератору идей, а не ходячей энциклопедии.
Сообщение отредактировал iyugov - Среда, 18.05.2016, 07:55
способность воспроизвести заученное - не показатель качества обучения. Школьные стихи в точном исполнении я слышал и от стариков с болезнью Альцгеймера. Моя бабушка в 87 лет хоть сейчас может продекламировать "Heute ist das Wasser warm...", а ещё одна знакомая выдавала по памяти "Песнь о вещем Олеге" и не могла остановиться. Чего уж говорить о более молодом возрасте. Однако в настоящее время и роль запоминания в образовании уменьшается.
Тем не менее, стихи, заученные в раннем детстве, неплохо тренируют память. И речь неплохо так поправляют, если человек с детства привыкает видеть и слышать красивые речевые обороты. Но не в этом суть. Суть в том, что уровень образования катастрофически падает. И частично в этом виновато, как мне кажется, форма, превалирующая над содержанием.
Сообщение отредактировал margo1989 - Среда, 18.05.2016, 22:10
iyugov, способность воспроизвести заученное - это один из показателей качества обучения, это основа для развития мышления. Если ученик не в состоянии воспроизвести основы изученного на прошлом уроке в режиме монологической речи (естественно, в комфортной среде обучения и при желании учиться), то без сомнения можно утверждать, что качество обучения не высокое и для овладения предметом ученику, скорее всего, потребуются дополнительные занятия.
Что касается связи памяти с креативным мышлением (с генерацией идей и поиском решений проблем), то она, безусловно, есть. Память дает возможности.
С одной стороны, идеи не рождаются из ничего. Для мышления, кроме умения логично рассуждать, необходимы факты, примеры, знание законов природы и социальной жизни, а также умение применять эти правила и законы. А для этого нужна какая-никакая, а память. Причем овладеть логикой без уже имеющегося набора фактов невозможно. Для того, чтобы что-то сопоставить, проанализировать, обобщить, классифицировать и т.п., это что-то нужно уже иметь в памяти. С другой стороны, действительно, зная много, можно не уметь пользоваться этим богатством. Видимо, и здесь хороша золотая середина. Вижу по жизни, что логикой реально пользуются не много людей, да и сам нередко в этом грешен. У многих побудительной силой большинства поступков является не разум, а эмоциональная сфера плюс естественные потребности, заложенные генетически.
С одной стороны, подобно тому, как из разных наборов кубиков можно построить разные дома, разные люди обладают разными наборами знаний и жизненного опыта, и поэтому могут предложить разные решения возникшей проблемы или сгенерировать разные идеи. Т.е. чем больше человек помнит, знает и умеет, тем больше у него возможностей подобрать ключик к задаче. Если же кубиков нет, не удастся построить ничего. В крайнем (экстремальном) случае, стойкая амнезия вообще приводит к потере личности, к десоциализации индивидуума. С другой стороны, разные люди, обладая схожим наполнением памяти, но разной сообразительностью (способностью к абстрактному мышлению, умением думать) также могут сгенерировать разные идеи или вообще обойтись без оных. Короче, развивая мышление, вовсе не вредно хорошенько нагрузить память.
С одной стороны, важно отделять системные (опорные, нужные) знания от шелухи одноразовых сведений, которые действительно лучше брать из внешней памяти – из книг, из инета, спросить спеца. С другой стороны, никогда не знаешь наперед, какое умение вдруг понадобиться в жизни. Какое-то знание, ранее казавшееся мало нужным, вдруг поможет выкрутиться из трудной жизненной ситуации, а то и спасти жизнь.
С одной стороны, компьютеризация и визуализация позволяют облегчить и ускорить процесс обучения. Современная техника расширяет возможности обучения и творчества, но она же имеет и влияние на мозг (возможно, негативное), на стиль мышления. И это естественно. Мозг – скряга, он не стремиться тратить энергию на то, без чего можно обойтись. Если экранная визуализация заменяет практику, т.е. ручную работу, то это беда. Тесты без практических заданий, без свободного устного и письменного изложения основ науки унифицируют мышление, минимизируют творческое начало. Многое из того, что раньше волей-неволей приходилось запоминать, теперь достается из смартфона легко и просто. При этом сомнительно, что место, освобождающееся в человеческой памяти, мозг использует для расширения творческих способностей. Смартфоны сушат память, что сужает возможность мыслить креативно. Интересно было бы ввести в практику обучения школьников такие задания, вплоть до ЕГЭ, при выполнении которых ученик мог бы законно использовать весь набор современных информационных технологий.
Цитатаmargo1989 ()
стихи, заученные в раннем детстве, неплохо тренируют память. И речь неплохо так поправляют, если человек с детства привыкает видеть и слышать красивые речевые обороты.
Именно так. *****
Сообщение отредактировал anizotrop - Четверг, 19.05.2016, 10:15
anizotrop, да, память крайне важна. Есть только два момента, на которые обращаю внимание. Они - про относительную ценность памяти, а не абсолютную. Ведь есть и другие навыки. Первое - важность развития именно памяти сейчас всё-таки уменьшается, хотя и остаётся очень высокой. Возможно, теперь удастся лучше развить ученика в целом, продвинув какие-то другие навыки. Например, умение работать с большими объёмами и разнообразием информации - то, что мало учитывалось поколение или два назад. Память отчасти можно отдать на аутсорс, некоторые другие вещи - нельзя. Есть исследование о том, что знание иностранного языка способно отодвинуть визит того самого Альцгеймера лет на пять, а насчёт развития памяти таких данных нет. Второе - память ассоциативна, и стихи - не обязательно самый эффективный способ её тренировки (не для всех). Поэтому важность всех навыков теперь нужно постоянно соизмерять, переосмысливать их. Необходимое - не значит незыблемое. Остальное может оказаться столь же необходимым в современном мире.
Сообщение отредактировал iyugov - Четверг, 19.05.2016, 10:52
Дата: Понедельник, 27.06.2016, 16:13 | Сообщение #105
iyugov, способность воспроизвести заученное - это один из показателей качества обучения, это основа для развития мышления. Если ученик не в состоянии воспроизвести основы изученного на прошлом уроке в режиме монологической речи (естественно, в комфортной среде обучения и при желании учиться), то без сомнения можно утверждать, что качество обучения не высокое и для овладения предметом ученику, скорее всего, потребуются дополнительные занятия.
Я боюсь, что во многом проблема образования в том, что мало практики. Дети учат кучу теории, но совершенно не представляют, что с ней делать в реальной жизни. Отсюда и обиды: зачем мне математика, зачем мне литература, зачем мне то, зачем мне это. Им кажется, что учитель пытается засорить голову лишними старомодными знаниями. Поэтому если бы они делали что-то значимое и показывающее, что школьные знания имеют реальное применение, им бы было интересно. К примеру, мальчики бы собирали реальные приборы, а не абстрактные схемы. Да, это было бы дольше и сложнее, но зато возник бы интерес к более простым схемам. Никогда не забуду, как моя племянница изучала полимеры, там была схема установки по производству, которую она никак не могла запомнить. В итоге отец ее взял и отвез на химический завод, где установка работала. И ей там показали, как и что получается. Она приехала домой и за минуту нарисовала схему, потому что ей все стало понятно, что и зачем в этом агрегате. Вот и со школьниками так же. Не видят смысла - не запоминают...
Дата: Понедельник, 27.06.2016, 22:27 | Сообщение #106
Математика очень фундаментальна. Далеко не всё из неё можно просто так взять и применить. Тем не менее, математика ценна как средство развития. XKCD:
Смысл в математике нельзя видеть или не видеть. Смысл надо искать самостоятельно, прилаживая получаемые знания к реальности. Во многих темах математики, даже среднего звена, это трудновато сделать, если у ученика уже не сложился определённый склад ума.
Сообщение отредактировал iyugov - Понедельник, 27.06.2016, 22:38
Математика очень фундаментальна. Далеко не всё из неё можно просто так взять и применить. Тем не менее, математика ценна как средство развития. XKCD:
Вне всякого сомнения, математика очень фундаментальна. И некоторые ее области сходу и не приложишь нигде, а уж тем более не объяснишь школьнику. Но был пример, когда дети, поступающие на экономический, не понимали, зачем сдавать математику. Экономика же! И преподаватель накидал им кучу простеньких экономических задач вроде рассчитать прибыль, рассчитать проценты, рассчитать добавочную стоимость. И эти задачи оказались почти аналогичны школьным. Вроде мелочь, но думаю, так можно многие вещи объяснить. Особенно, если ввести специальные часы на уроках, посвященные применению изучаемого предмета в жизни
Но был пример, когда дети, поступающие на экономический, не понимали, зачем сдавать математику.
Когда я преподавал в колледже экономическую теорию для моих студентов тоже было откровением, что - оказывается! - и здесь тоже нужно знать и исследование графиков, и, разумеется, производные от функций, и пределы отношений... Это - пример одной из гиф-анимаций, что я для них рисовал
Когда я преподавал в колледже экономическую теорию для моих студентов тоже было откровением, что - оказывается! - и здесь тоже нужно знать и исследование графиков, и, разумеется, производные от функций, и пределы отношений...
Я как-то заглянула в серьезный экономический учебник, наткнулась там на двойные интегралы, закрыла и убрала:) Вот удивительно, что поступая на такую специальность, как экономика, дети рассчитывают "увильнуть" там от таких дисциплин, как математика. Думаю, если бы в школах ввели больше практических навыков, то детей бы перестало удивлять, что оказывается, в экономике полно математики.
Дата: Воскресенье, 10.07.2016, 22:05 | Сообщение #110
Вспоминаю теорию вероятности, там быстро полезли в высшие материи. Ладно, все сдали. Потом, играли в преферанс, спрашиваю одного другого: Какова вероятность третьей дамы? Никто не смог сосчитать. А вы, учителя, сможете?
Если Вы хотите оставить сообщение на форуме, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.