|
Дата: Воскресенье, 01.02.2015, 21:38 | Сообщение #1
|
mariya2652
Начинающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Отсутствует
|
Здравствуйте! На днях столкнулась с неприятной ситуацией. Мои школьники в сочинении-рассуждении по тексту В.Вересаева из обоймы ЕГЭ-2014 года написали нечто не соответствующее их мироощущению и характеру, почти недопустимое. Я стала разбираться - и выявила те принципы, в соответствии с которыми составители ЕГЭ работают с текстами русских классиков. Вот результаты расследования:
Году литературы — 2015, объявленному Президентом России, посвящается...
Вы не любите русскую литературу? Вас не устраивают идеи русских классиков или раздражают какие-то детали художественных произведений? Попроситесь на работу в ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), и у вас появится огромный простор для деятельности. Толстой, Чехов, Тургенев — отрывок из любого автора вы сможете выбрать и подогнать под «новый образовательный стандарт». Что-то сможете выкинуть, что-то добавить — ведь надо же и классикам соответствовать современности! Очень удобно вам будет работать с текстами писателей «второго ряда»: вроде бы на святое не покусились, а сколько удовольствия...
Особенно это необходимо тем, кто желает переосмыслить такие понятия русской национальной культуры, как патриотизм, правда и истина, милосердие, бескорыстие, праведничество. Самый эффективный способ их "осовременить" - "фипирование" — то есть массовое использование текстов, где фигурирует "высокое", в качестве заданий ЕГЭ. В этом случае от чтения у людей начинает сводить скулы и все внутри сжимается от пошлости. Будьте уверены, что, подобрав некоторое количество убогих, скучных или претенциозных публицистических или "полухудожественных" текстов, вы многие тысячи юнцов освободите от ненужных размышлений о смысле бытия. Им это покажется совсем лишним, как показывает десятилетний опыт проведения ЕГЭ.
Другой путь более сложен, но зато в его основе - наслаждение от филигранной работы с текстами классиков.Подбираете по-настоящему яркий и интересный эпизод из произведения русского писателя, убеждаетесь в его высокой культурной значимости. Находите квинтэссенцию смысла, изымаете поразившую вас реплику - и вот вам сырой материал для вариантов заданий ЕГЭ. Дальнейшие действия - техничный, отработанный набор приемов для подготовки текста «По.. автору» с целью проверки «уровня речевых компетенций» школьников на ЕГЭ по русскому языку.
Например, ключевая фраза из яркого эпизода воспоминаний Викентия Вересаева «В юные годы» о тете Анне недопустимо старомодно-противоречива: “....праведница, которая, умирая, наверное, молилась об одном: чтобы ей в аду было присуждено место не слишком горячее. И Христос сказал бы ей на страшном суде: ты губила душу свою и тем спасла ее!” Изымаем - и текст для одного из вариантов заданий на реальном ЕГЭ 2014 почти готов. (№ 703). Когда первый шаг сделан — дальше будет проще. Дело в том, что произведения русской литературы всегда построены на противоречиях. Находим возможность перенастроить акценты — и любой писатель поможет внушить выпускникам любую идею, какая только покажется полезной и достойной нового поколения.
Продолжение статьи - Доступно только для пользователей
Мария Чистякова, Лаборатория непрерывного математического образования (ЛНМО) Санкт-Петербург
Сообщение отредактировал Сергеев_ЕВ - Воскресенье, 01.02.2015, 23:56
|
|
|
|
|
Дата: Воскресенье, 01.02.2015, 22:04 | Сообщение #2
|
Лес-Ник
Активист
Группа: Друзья
Сообщений: 624
Статус: Отсутствует
|
Вот тебе раз! Да этот ФИПИ - пятая колонна! Другого определения я не могу подобрать.
Лес-Ник
|
|
|
|
|
Дата: Воскресенье, 01.02.2015, 22:10 | Сообщение #3
|
Ирина_Евгеньевна
Почётный форумчанин
Группа: Эксперты
Сообщений: 2332
Статус: Отсутствует
|
mariya2652, у вас очень интересные размышления, и, возможно, вы найдете поддержку у учителей. Но для форума ваш пост слишком объемен. Не лучше ли было бы его разместить как статью, а здесь дать тезисы и ссылку на эту статью?
Ирина
|
|
|
|
|
Дата: Понедельник, 02.02.2015, 00:01 | Сообщение #4
|
mariya2652
Начинающий
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Отсутствует
|
Цитата Ирина_Евгеньевна ( ) mariya2652, у вас очень интересные размышления, и, возможно, вы найдете поддержку у учителей. Но для форума ваш пост слишком объемен. Не лучше ли было бы его разместить как статью, а здесь дать тезисы и ссылку на эту статью? Спасибо за совет! Внесла изменения. Текст опубликован в моем блоге.
На поддержку учителей не рассчитываю. Работа с текстами ЕГЭ давно стала целой индустрией. Думаю, очень мало осталось профессионалов, для которых недопустимо коверкание литературных текстов. А потом люди действительно боятся изменений. Начнешь возмущаться - и придется заново учиться анализу художественного текста....Добавлено (02.02.2015, 00:01) ---------------------------------------------
Цитата Лес-Ник ( ) Вот тебе раз! Да этот ФИПИ - пятая колонна! Другого определения я не могу подобрать. Лес-Ник, Подозреваю, что все это от глупости и непрофессионализма.... Как это обычно бывает.
|
|
|
|