РАЗРАБОТКИ
|
Как писать мини-сочинение по обществознаниюВ 2015 году Федеральным институтом педагогических измерений была изменена структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ряд заданий были исключены, некоторые были изменены. Однако традиционным остается написание мини-сочинения. Согласно критериям, предложенным ФИПИ, выпускникам надо писать именно мини-сочинение, а не фиксировать отдельные положения (явления, факты) по выбранной теме. Предлагается следующий алгоритм написания эссе (мини-сочинения): 1. Необходимо раскрыть смысл высказывания. Для этого надо определить главную мысль, а затем сказать то же самое, но своими словами. Это критерий оценивания является ключевым. Если эксперт оценивает его в 0 баллов, соответственно, мини-сочинение далее не проверяется. 2. Высказывание своей позиции к мнению автора. Не стоит забывать, что во всем мини-сочинении необходимо далее строго придерживаться своей позиции. 3. Теоретическая аргументация. 4. Фактическая аргументация. Факты и примеры должны быть почерпнуты из различных источников (СМИ, история, литература, личного социального опыта). Наиболее частой ошибкой по этому критерию является обращение к одному источнику. 5. Вывод. Здесь подводятся итоги мини-сочинения. В сочинении необходимо использовать термины, понятия, относящиеся к данной теме. Но необходимо обратить внимание, что фактические ошибки (неправильное написание термина, неуместное употребление понятия) приводят к снижению баллов. Рекомендуется написать фразы-клише, с которых будет начинаться новая мысль в мини-сочинении. Рассмотрим их в соответствии с алгоритмом на примере высказывания Б.Г. Ананьева «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». Начать сочинение надо с перефразировки слов автора. Автор своим высказыванием хотел сказать, что личностью не рождаются, а становятся. Также можно использовать другие фразы-клише: Для меня эта фраза является ключом к пониманию…, Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Далее необходимо приводить теоретическую аргументацию. На данном этапе работы необходимо написать на черновике термины, которые относятся к теме мини-сочинения: социализация, личность, индивид, социум, агенты социализации, институты социализации и т.д. Однако сочинение не должно походить на обществоведческий словарь. Теоретический материал должен стать естественной частью мини-сочинения, логически вытекать из вышесказанного и быть связан с последующим. После этого можно раскрывать свою позицию к словам автора. Здесь можно использовать такие фразы-клише, как: Я согласен с мнением автора, потому что…, Сложно не согласиться с позицией автора…., Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Следующий шаг – показать свои теоретические знания выбранной темы. Рекомендуется набросать аргументы «за»/«против» высказывания автора, одновременно подбирая им подтверждение из различных источников. Дальше можно продолжать мини-сочинение, используя слова: например, во-первых (во-вторых, в-третьих), а также, фразу: рассмотрим несколько подходов…. В части мини-сочинения, связанной с практической аргументацией, чаще всего учителя рекомендуют обращаться к источникам из истории и литературы. Здесь можно начать с фразы-клише: В истории (литературе) существует много примеров становления личности. Ярким примером является… Распространенной ошибкой является то, что выпускники приводят пример, но не раскрывают его (Ярким примером является А.В. Суворов, Петр I и т.д.), а также переход на бытовой уровень (моя подруга, соседка). Наиболее правильным будет показать, почему вы выбираете именно этот пример. В истории существует много примеров становления личности. Ярким примером является А.В. Суворов – величайший российский полководец. В детстве он был болезненным и очень слабым ребенком. Однако с детских лет Александр Васильевич проявил тягу к военному делу, стал самостоятельно изучать военную историю, читать книги по военному делу. Постоянные закаливания, систематические физические упражнения укрепили не только тело, но закалили дух. В пятнадцать лет Суворов достиг своей цели, он поступил на военную службу. Примером того, что индивид может стать личностью только в социуме, являются дети-маугли, про которых много написано в научной литературе. Эти человеческие дети росли в условиях социальной изоляции с раннего возраста. Воспитанные животными, они проявляют поведение, свойственное для своих приемных родителей, например, страх перед человеком. Если до изоляции у детей были навыки социального поведения, то процесс реабилитации (социализации) происходит проще. Однако если ребенок оказался вне социума в возрасте от трех до шести лет, личностью он не станет никогда. Дети не могут освоить простые на наш взгляд вещи: прямохождение, человеческий язык, общение с другими людьми. Они никогда не станут личностью – субъектом социокультурной жизни. В заключении необходимо сформулировать общий вывод работы. Можно использовать следующие фразы-клише: Таким образом…, Итак…, Подведем общий итог рассуждению…, Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания.... Например. Таким образом, для становления личности необходимо жить в социуме и взаимодействовать с ним. Развитие личности происходит только в человеческом окружении. Социум оказывает постоянное влияние на личность, оценивает и корректирует ее поведение... Список использованной литературы:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены