Портфолио учителя
Фамилия, имя, отчество: Кузнецова Ольга Николаевна
Образование: Высшее образование
Тверской музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского, Международный университет "Дубна"
Место работы: МУДО ДШИ №3, г. Кимры, Тверской области
Должность: преподаватель
Квалификационная категория Высшая квалификационная категория
Педагогический стаж 25 лет
Мои достижения
1988-1992 г- Тверской музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского, преподаватель, артист ансамбля
2009-2013 г.- Международный университет "Дубна", степень бакалавра ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Выпускная квалификационная работа "Особенности органического подхода в архитектуре конца XX- начала XXI века"
2013- 2015 г.- Международный университет "Дубна", степень магистра с отличием по направлению подготовки Психология развития
Выпускная квалификационная работа- Магистерская диссертация на тему: "Воспроизведение детьми звуковых последовательностей при разных условиях их запоминания".
с 2015 г. аспирант кафедры психологии Международного университета "Дубна", направленность педагогическая психология. Готовится кандидатская диссертация на тему: РАЗРАБОТКА ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗИСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Самообразование

Проблема и проблемная ситуация в науке

Часть 1. Научная проблема и проблемная ситуация в науке
В системе современного научного знания сложилась специальная дисциплина – философия науки, и к настоящему времени она уже прошла значительный путь. Термин «Wissenschaftstheorie» («Философия науки»). впервые был употреблен Е.Дюрингом в 1878 году в работе «Логика и философия науки» (1878) . За более чем столетнюю историю философия науки прошла большой путь становления, и в результате объединила достижения человеческой мысли во многих областях: это и логика, и психологии, и социология, и история науки, и многое-многое другое.
Эта сложная междисциплинарная область знания оперирует различными категориями, но, пожалуй, ключевым когнитивным понятием является понятие «проблема». Существуя в истории мысли со времен Аристотеля , она дает толчок к новому знанию, выявляя противоречия, сложившиеся в обыденной практике, жизни, искусстве. Многие пользуются этим термином и в обыденной речи:
Учитель: ты приготовил доклад по музыкальной литературе?
Студент: извините, исправлюсь в следующий раз. У меня был сольный концерт, не хватило времени.
Учитель: это твоя проблема, ты не можешь организовать свое время.
В данной вымышленной ситуации преподаватель употребил термин в значении: проблема как практический вопрос, требующий решения, особенность организации психики студента, мешающая ему регулярно и исправно выполнять задания в соответствии с требованиями педагога.
Однако подобных примеров можно привести множество, ведь проблема относиться к тем терминам, которые отличаются богатством полисемантических трактовок. Не только в обыденной речи, но и в научных исследованиях мы можем обнаружить своеобразную диалектику, вплоть до кардинально различных точек зрения. Один автор скажет, что фортепиано – это самый простой для освоения музыкальный инструмент, другой скажет – о, нет! Это «самый сложный из всех инструментов» .
Ломая копья, споря, различные авторы нарушают равновесие и однозначность в нашем понимании тех или иных категорий, создают ситуации, взывающие к осмыслению. Итак, проблема констатирована, с чего же нам начать?
Во- первых, требуется приложение определенных интеллектуальных усилий, чтобы сперва понять: является ли противоречие реально существующим. В пылу спора, возможно, недопонимание, и, говоря об одном и том же, мы не слышим друг друга. Пользуясь различными языками, используя различные подходы к познанию, исследователи могут с разных сторон прийти к одной и той же точке зрения.
Но, вот мы посмотрели на проблему внимательней, проанализировали ее суть и поняли, что налицо события, факты, явления и т.п., вступающие в противоречие или даже конфликт. Наша проблема реальна, возникает необходимость ее исследования. Мы оказались в ситуации, когда «само опровержение теории, то есть какого-то серьезного пробного решения нашей проблемы, всегда представляет собой шаг вперед, приближающий нас к истине» .
Получается, что проблема дает импульс к интеллектуальной деятельности, естественному исследованию, вызывает к трактовке ее сути. Поэтому в науке XXI века «проблема» - это то, без чего не обходиться ни одна серьезная работа, начиная от бакалаврской работы и заканчивая докторской диссертацией.
Наряду с обыденной жизнью, термин «проблема» прочно занял свое место в науке, став достаточно ёмкой категорией со своей структурой . И вот уже сам термин мы должны оценить как исследователи, и оказывается – не так то это просто.
В.Ф. Берков работу «Структура и генезис научной проблемы» начинает с постулата о том, что «мы не имеем однозначного, общепринятого и убедительного ответа на вопрос, что такое научная проблема...» . Владимир Федотович Берков, специалист высокого уровня в области логики, также не смог дать на этот вопрос однозначного ответа, и дальновидно дал название своей брошюре, позволив себе избежать формулировки.
Через шесть лет после него, В.Е. Никифоров занялся анализом определений понятия «проблема» в своем диссертационном исследовании, задействовав около шестидесяти существующих к тому времени формулировок . Сравнивая и анализируя понятия, исследователь обнаружил около 12 нетождественных признаков этого понятия.
И только в последние 20-30 лет сложилось достаточно строгое и универсальное определение. Итак, проблема в науке – это «совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований» .
Исследование научных проблем не является прерогативой отечественной мысли. Много внимания «проблеме» отводится в работе К. Поппера «Предположения и опровержения» , уже цитированной нами в данном эссе. Австрийский и британский философ, социолог вводит понятие «проблемная ситуация», правда фактически отождествляя его с «проблемой»: «Проблему, которую я хочу решить можно считать одним из пунктов старого спора между британской и континентальной философскими школами — спора между классическим эмпиризмом Бэкона, Локка, Беркли, Юма и Милля и классическим рационализмом или интеллектуализмом Декарта, Спинозы и Лейбница».
И все же новое понятие «проблемная ситуация» обрело жизнь, и стало чрезвычайно часто употребляется в педагогике. О «проблемных ситуациях» и «проблемном обучении» пишет огромное количество педагогов и психологов, особенно в России. Более того, обсуждаемое понятие появляется в федеральных государственных образовательных стандартах. Это уже не просто модная тенденция, это доминанта в системе обучения. С чем связано триумфальное хождение термина «проблемная ситуация» в педагогике России последнего десятилетия?
Предположим, что переориентация системы образования от подачи готовых знаний к воспитанию креативного и творческого начала потребовала поиска новых методов. И благодатный материал здесь дает термин «проблема» как источник для размышлений, поисков, а потом и обретений, инсайтов. Все чаще звучат голоса за то, что проблема – это не некая готовая формула, а загадка, которая взывает к решению. Об этом пишут не только люди творческие, педагоги, но и представители естественнонаучного знания. Так В.Л. Гинзбург написал о физической проблеме так: «Речь должна идти не о технических разработках, необходимости провести ряд измерений, вычислений и т.п., а о раскрытии какой - то подлинной тайны ...».
Отсюда явственно вытекает суть проблемной ситуации, как ее понимают представители «развивающего обучения». Для ученика важно получить импульс для интеллектуального и творческого развития, следовательно – нужно создать такую группу условий, чтобы он мог не просто применить знания, но и получить новые путем собственного поиска и обретения результата.
Приведем один пример, связанный с музыкальной профессиональной ориентацией. Современный музыкальный педагог – исполнитель не говорит «сейчас я расставлю тебе штрихи и ты сыграешь», он скажет – «давай вместе подумаем, какие здесь нужны штрихи, и почему? А что будет, если мы изменим штрих? Как лучше звучит?» и т.п.
Здесь мы вплотную подошли к вопросу, что же такое проблемная ситуация в музыкально-исполнительской деятельности. Подробней остановимся на этом вопросе во второй части эссе.

Часть 2. Проблемная ситуация в музыкально-исполнительской деятельности
В музыкальной среде понятие «проблема» получило настолько широкое хождение, что вот уже 8 лет, с 2007 года на русском и иностранных языках выходит научный музыкальный журнал «Проблемы музыкальной науки», соучредителями которого являются российские консерватории и вузы искусств . Авторы и учредители предполагают, что журнал станет и впредь заниматься исследованием различных вопросов музыкального искусства, освещать научную деятельность ВУЗов России, ведь с помощью термина «проблема» здесь закодированы все вопросы в области музыкального искусства и педагогики, требующие осмысления.
Среди многообразия проблем музыкально-исполнительской деятельности выберем то направление, на примере которого рассмотрим понятие «проблемная ситуация». В соответствии со сферой моих научных интересов, обратимся к музыкальной памяти, являющейся одной из ключевых способностей музыканта.
Для того, чтобы создать проблемную ситуацию, необходимо выявить противоречие, существующее в исполнительской деятельности. Приведем два высказывания выдающихся музыкантов:
• Ферручо Бузони писал: «Я старый концертант, пришел к убеждению, что игра на память придает несравненно большую свободу исполнению». В то же время он подчеркивал, что «необходимо правильное заучивание музыкального произведения на память» .
• В то же время еще во времена Роберта Шумана исполнение наизусть считалось подвигом, посильным лишь для большого таланта, исполнение без нот рассматривали как «нарушение традиций», «ненужный риск» и даже «шарлатанство».
Очевидно, в истории развития музыкального исполнительства игра на память не всегда считалась необходимым элементом профессионального мастерства. В педагогической практике мы видим, что дети в музыкальных школах и детских школах искусства часто затрудняются запомнить наизусть музыкальное произведение, и это препятствует их знакомству с музыкой, существенно ограничивает их возможности на пути освоения премудростей игры на музыкальном инструменте. Нужно ли в этом случае учить на память весь репертуар? Всем ли нужно учить на память? А если не учить на память, не ограничим ли мы тем самым рост способностей ученика? «Музыкальная память поддается значительному развитию.  Педагог должен изучать свойства памяти ученика,  создать благоприятные условия для ее развития»,  - утверждал А. Д.  Алексеев .
Эти вопросы только подстегнули наш интрес и возникли новые: а как учить на память, нужно ли запоминать быстрей или препятствовать тому, чтобы моторная память ученика опережала слуховую? Нужно ли заставлять ученика заучивать или необходимо подождать, пока материал будет освоен настолько хорошо, что ученик запомнит его сам?
И вот, мы уже перечислили ряд проблем, решение которых зависит от целого ряда факторов. Здесь сыграют свою роль и возможности ученика, и подход педагога, и программа обучения (предпрофессиональная или общеразвивающая), и предмет (общее знакомство с музыкальным инструментом или специальное его освоение, сольное или ансамблевое исполнительство, концертмейстерство), и множество других факторов.
В этом проблемном поле кконкретизируем проблемную ситуацию и предложим вариант ее решения.
Проблемная ситуация:
Существуют ли универсальные мнемонические техники для запоминания музыкального материала или необходимо подбирать те приемы, которые подходят конкретному ученику

Решение:
Педагог должен выяснить общий характер музыкально-слуховых данных у ученика, характер его моторной одаренности, типологические особенности его высших отделов нервной системы,  возрастные особенности для выработки подхода к развитию музыкальной памяти.  При этом, при развитии музыкально памяти есть ряд универсальных педагогических приемов, которые способствуют общему развитию музыкальных способностей.

Литература
1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978. 288 с.
2. Алексеева, Л.А. Философия науки как теоретическое направление и учебная дисциплина // Философия науки и техники / [Додонов Р. А., Муза Д.Е.] Источник: http://masters.donntu.org/2009/kita/abusamak/library/article10.html (дата обращения 24.11.2015).
3. Берков, В.Ф. Структура и генезис научной проблемы. Минск: Высшая школа, 1980. С.5
4. Гинзбург, В.Л. О физике и астрофизике: Статьи и выступления. - М.: Наука, 1992. С. 14
5. Зотов, А.Ф., Воронцова Ю.В. Буржуазная «философия науки» (становление, принципы, тенденции). М.: издательство МГУ, 1978. - 200 с.
6. Малинковская, А.В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 039700 «Музыкальное образование». – М.: Владос, 2005. С. 45,46
7. Никифоров, В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции (методологический анализ). Автореф. канд. дис. – М., 1989. – 32 с.
8. Поппер, К.Р. Предисловие // Предположения и опровержения: рост научного знания. М.: Аст, 2004. С. 3
9. Проблемы музыкальной науки. Официальный сайт журнала: http://lab-ms.narod.ru/index/0-127 (Дата обращения 23.11.2015).
10. Прытков, В.П. Структура научной проблемы // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 1. – С. 44 -46.
11. Сафонов, А.А. Научная проблема и обоснование темы исследования // Основы научных исследований. Учебное методическое пособие. - Владивосток: Изд. ВГУЭС, 2000. С. 17.
Кузнецова Ольга Николаевна
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены