РАЗРАБОТКИ
|
Некоторые приёмы при подготовке к ЕГЭНекоторые приемы для более эффективной подготовки к ЕГЭ по математике Учебные ситуации встречаются самые разные, и иной раз удивляешься тому, какие приемы учитель по математике умудряется изобрести в каждом конкретном случае. Существует огромная проблема заучивания математической информации. Конечно, без определенной доли постоянно находящихся в памяти данных трудно рассчитывать на успешное решение контрольной или на хороший результат по ЕГЭ. Дети мало решают задач и поэтому частота обращений к формулам не столько высока, как этого бы хотелось. Как снизить негативные последствия лени и безделья? Необходимо остановиться на каждой формуле отдельно и помимо ее закрепления большим количеством задач выявить характерные особенности записи формулы, искать определенные зацепочки и взаимосвязи между ее компонентами. Это могут быть смысловые зависимости, а могут быть и случайно встретившиеся. Учить большинство формул нужно блоками, сравнивая одну группу формул с другой и внутреннее содержание каждой из них. Лучшим способом заучить что-либо является использование механизмов работы ассоциативной памяти. Информация, пришедшая по ее каналам, дольше всего удерживается в голове и в нужный момент точнее извлекается. Обычно новая и неудобная для заучивания информация привязывается ассоциацией к чему- то устойчивому, хорошо знакомому или легко проверяемому. Обратите внимание на одинаковый характер этой записи. В каждом знаменателе стоит коэффициент 2, оба числителя заполнены стороной шестиугольника и левая часть одного пошива – там радиусы окружностей. Эти особенности общие и легче запоминаются. В каких еще формулах можно найти ассоциации? 1. Работа с формулами площади круга и длины окружности. Если учитель математике замечает, что ребенок легко вспоминает одну из них, но не может вспомнить другую (такое случается), то на помощь приходит интересная особенность перемещения двойки. Обратите внимание, что простой перенос коэффициента 2 в показатель степени радиуса превращает формулу длины окружности в формулу площади круга. Такие простые и эффектные переходы дети схватывают и запоминают на ура. И даже в 11 классе при подготовке к ЕГЭ по математике демонстрации учителя не покажутся лишними. 2. Запоминание таблицы значений тригонометрических функций Важно заметить, что для перевода углов из градусов в радианы, достаточно вспомнить о том, какой у этих радианов должен получиться знаменатель . это , а это . Модули значений функций углов больших cимметричны значениям для углов до . Надо только учесть отрицательные знаки косинуса, тангенса и котангенса во второй четверти. Остается выучить с учеником главную часть таблицы. И здесь есть красивые закономерности. Если учитель дал ученику для тригонометрической таблицы числа , то можно заметить, что если мы представим в виде , то получим единую структуру дробей и заучивать придется числа 1, 2 и 3. Осталось запомнить порядок. Так как синус в первой четверти возрастает, то большему углу соответствует большее число под корнем –« большему углу — больший синус», или «большему большее, а меньшему меньшее». Это повторение слов, как правило, откладывается в голове ученика. Легко понять, что с косинусом все наоборот: «меньшему углу — больший косинус». Тоже самое выявляется у тангенсов, и котангенсов. 3. Вычисление арксинусов, арккосинусов, арктангенсов... В таблице, которую вы видите ниже, специально выделена область красным цветом. Она используется для нахождения «арков». Если табличное число в нее попадает — ученик смотрит на верхнюю строчку. Там располагается соответствующий «арк» этого числа. Если он не попадает в таблицу из-за знака, то находим в ней противоположное к нему положительное число, смотрим на верхнюю строчку и добавляем минус к ответу. Например, при вычислении арксинуса числа ученик ищет арксинус от и ставит минус у . Заучивание формул — длительный и, к сожалению, обратимый процесс. Тригонометрия — самый долгий и самый сложный раздел для запоминания формул по сравнению с любыми другими частями школьной программы. Этап первый. Знакомство с формулами одной группы. Если ученик не самый слабый, то ему бывает достаточно познакомить его с ними на доказательствах и сразу перейти к использованию формул. В некоторых случаях можно доказать все основные тригонометрические формулы, в некоторых — часть из них. Не стоит увлекаться доказательствами формул ради того, чтобы их заучить, ибо доля обращений к формулам в единицу времени может быть значительно меньше, чем при специальных заданиях Если способности ребенка не позволяют работать, расчет на смысловую память не принесет результатов и формулы лучше сразу выписать в отдельную теоретическую тетрадь. Функция этой тетради — собрать воедино весь вспомогательный материал, к которому ученик периодически возвращается. Когда это необходимо, можно получить быстрый доступ к любым графикам, формулам, вспомогательным табличкам, свойствам, блок-схемкам, равносильным переходам, подсказкам к применению алгоритмов решения базовых задач и др. Если почерк ученика позволяет разобрать написанное, лучше всего ему самому вести эту тетрадь (учитель пишет формулы на листочке, а ученик переписывает их в тетрадь). Если почерк далек от совершенства, учитель делает записи или копии сам. В любом случае не стоит пользоваться готовыми шпаргалками и справочниками, т.к. в них может находиться много лишней для конкретного ученика информации и движения руки тоже запоминаются, причем вместе с картинкой, на мельчайшие детали которой внимание концентрируется узконаправленно (именно на то, что в данный момент выписывается). Работа двигательной и зрительной памяти — очень хороший инструмент для запоминания. Прочтение формул. Устные упражнения. Полезно потратить время на прочтение формул слева направо, а затем справа налево (это особенно важно, если у ребенка слуховая память работает не хуже зрительной). Если учитель замечает, что он проговаривает формулу до ее применения (произносит её вслух или в полной тишине выдает этот процесс движением губ), то ему обязательно нужна такая форма работы. В дальнейшем, услышав от учителя опорную фразу «синус двойного угла», ученик сможет быстро выписать связанное с ней выражение 2Sin x Cos x. Письменные задания на заучивание формул можно также выполнять самостоятельно (в качестве Д/З). На чистом листе ребенок выписывает все формулы, которые помнит. Далее, он открывает свою теоретическую тетрадь и сравнивает записанное с эталоном. Если что-нибудь не верно — переделывается заново. Если ученик не помнит формулы вообще, то их кусочки переписываются на листок напрямую из теоретической тетради (левые или правые части), а затем, через некоторое время, процесс завершается с закрытой тетрадью. Опять смотрим, все ли правильно. В случае появления ошибки весь лист переписывается заново, а формула, в которой допущена ошибка, дублируется в начало нового листка и в конец. И так, пока не появится лист без ошибок.
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены